Басня Крылова "Ворона и Лисица" - одна из самых известных и поучительных. В ней поднимаются вечные темы обмана, лести, глупости и жадности. Актуальна она и сегодня. Давайте разберемся, что хотел сказать автор этой басни и какие уроки можно из нее извлечь.
"Вороне как-то бог послал кусочек сыра": история создания басни
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Он начал писать басни в начале XIX века, когда этот литературный жанр переживал расцвет. Первое издание басен Крылова вышло в 1809 году и сразу принесло ему известность. В последующие годы Крылов продолжал пополнять свой басенный сборник новыми произведениями. Всего им написано более 200 басен.
Басня «Ворона и Лисица» впервые появилась в печати в 1808 году, а затем вошла в первое издание басен Крылова. Сюжет этой басни восходит к древним фольклорным источникам и встречается еще в баснях Эзопа и Лафонтена. Но Крылов переработал его по-своему, придав русский колорит языку и образам.
Язык басни прост и лаконичен. Крылов использует разговорную лексику, что придает его произведениям непринужденность и живость. Диалог между Вороной и Лисой написан ярким разговорным языком с характерными для каждого персонажа речевыми оборотами.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Так Крылову удается создать запоминающиеся речевые портреты героев.
"Вороне как-то бог послал кусочек сыра": сюжет и персонажи басни
Сюжет басни прост и лаконичен. Ворона достает кусочек сыра и садится с ним на дерево, чтобы полакомиться. Пробегающая мимо Лиса почуяла сырный запах и решила отобрать сыр у Вороны. Для этого она стала льстиво расхваливать Ворону, говоря о ее красоте и великолепном голосе. Растроганная похвалами Ворона закаркала во всю мочь, и сыр выпал у нее изо рта. Лиса сразу схватила сыр и убежала прочь.
Образ Вороны в басне довольно противоречив. С одной стороны, она глупа и тщеславна, раз поверила лестным речам Лисы. Но в то же время вызывает сочувствие, ведь Лиса хитростью отобрала у нее законную добычу.
Лиса предстает хитрой и бессовестной плутовкой, которая не гнушается обманом ради своей выгоды. Ее речи пропитаны лестью и лицемерием:
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!
Так Крылов сатирически обличает пороки общества через поведение хитрой Лисы.
"Вороне как-то бог послал кусочек сыра": мораль и идейный смысл басни
В конце басни Крылов формулирует прямую мораль:
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Здесь осуждается лесть как средство обмана и дурное качество в целом. Однако при ближайшем рассмотрении мораль басни оказывается неоднозначной. Лиса, прибегнувшая к лести, в итоге остается в выигрыше, а Ворона, поверившая ей, терпит поражение.
Главная идея басни заключается в том, что глупость и самонадеянность ведут к провалу. Ворона проявляет излишнюю самоуверенность и тщеславие, за что и поплатилась потерей сыра. А лиса, напротив, действует хитро и расчетливо, поэтому и добивается своего.
Также в басне поднимаются темы жадности и нечестности. Ради лакомого кусочка Ворона готова поверить очевидной лести, а Лиса не гнушается обманом ради достижения своей цели.
Образы Вороны и Лисы приобретают символическое значение, олицетворяя глупость и хитрость соответственно. Эта басня Крылова несет глубокий поучительный смысл, предостерегая от излишней самоуверенности и призывая ценить мудрость.
Роль деталей в раскрытии характеров
В басне Крылов искусно использует мелкие детали для создания ярких характеров персонажей. Так, Ворона изображена сидящей на ели с куском сыра во рту. Эта незатейливая деталь подчеркивает жадность и неосмотрительность Вороны, которая ради лакомства забирается на дерево и держит сыр прямо в клюве, рискуя его уронить.
Лисица же, почуяв сырный запах, сразу замышляет хитрость. Она идет к дереву на цыпочках и вертит хвостом - эти штрихи передают ее скрытность и ловкость. А льстивый тон, с каким Лиса обращается к Вороне, подчеркивает ее коварство и беспринципность.
Таким образом, Крылов мастерски использует детали для создания ярких характеров героев всего в нескольких штрихах.
Язык басни как средство создания комичности
Хотя басня «Ворона и Лисица» несет глубокий нравственный смысл, она также обладает комическим эффектом. Этого Крылов добивается с помощью языковых средств.
В частности, автор использует разговорную, сниженную лексику при описании героев и их действий. Лиса названа «плутовкой», ворона - «вещуньей». Такие слова придают повествованию шутливый оттенок.
Комизм создают и повторы. К примеру, многократное упоминание сырного запаха, который то бог послал вороне кусочек сыра: «Вдруг сырный дух Лису остановил», «Лисицу сыр пленил». Это вызывает улыбку у читателя.
Наконец, речь героев, особенно Лисы, изобилует преувеличениями и лестью, что тоже звучит комично:
Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
Таким образом, язык басни делает ее сюжет забавным и поучительным одновременно.
Нравственные уроки басни
Хотя сюжет басни кажется простым, в ней заложен глубокий нравственный смысл. Крылов преподносит в иносказательной форме важные уроки.
- Во-первых, басня предостерегает от чрезмерного тщеславия и самомнения. Ворона так увлеклась самолюбованием и похвалами Лисы, что потеряла бдительность и лишилась приза.
- Во-вторых, она учит не доверять льстецам и обманщикам вроде Лисы, которые ради собственной выгоды готовы прибегнуть к хитрости и лести.
Так в простой истории Крылов закладывает вечные нравственные ценности, которые не теряют актуальности и сегодня.
Образы животных как прием иносказания
Использование образов животных - традиционный прием в жанре басни, позволяющий автору говорить о человеческих пороках и слабостях в иносказательной форме.
Ворона и Лиса у Крылова приобретают обобщающий символический смысл. Ворона олицетворяет глупость, самонадеянность и тщеславие, а Лиса - хитрость, коварство и стремление к наживе.
Благодаря этому приему басня становится философским размышлением о человеческой натуре. Пороки общества как бы отстранены от конкретных людей и перенесены на образы животных, что делает поучение мягче и убедительнее.
Поэтому образы Вороны и Лисы выходят за рамки конкретной басни и становятся узнаваемыми аллегорическими фигурами, символизирующими негативные черты характера.