Порт Варандей: стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике

Порт Варандей - уникальный арктический порт в суровых условиях Крайнего Севера. Он имеет стратегическое значение для развития Северного морского пути и освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике. Давайте разберемся в истории, географии, инфраструктуре и перспективах этого важнейшего транспортного узла России за Полярным кругом.

1. Географическое положение и природные условия порта Варандей

Порт Варандей расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе. Он находится в районе Варандейской губы, в юго-восточной части Баренцева моря.

Поселок Варандей, давший название порту, был основан в 1930-х годах как центр оседлости ненцев-оленеводов. Ненцы традиционно занимались оленеводством и рыбной ловлей в этом северном крае.

Координаты порта Варандей:

  • 69°39′ с. ш. 57°48′ в. д.

Ландшафт местности представляет собой тундру, изрезанную многочисленными реками, ручьями и озерами. Преобладает равнинный рельеф.

Климат резко континентальный, с very холодной зимой и прохладным летом. Зимние температуры опускаются до -50°С. Летом средние температуры около +10°С.

Осадков выпадает около 400 мм в год, преимущественно в теплый период.

Дуют сильные ветры со средней скоростью 6-10 м/с, зимой до 40 м/с. Часты штормы и ураганы.

Акватория порта замерзает на 7-8 месяцев. Толщина льда достигает 1,5 метров. Ледостав держится с ноября по июнь.

Суровые природные условия создают сложности для круглогодичной работы порта, но благодаря современным технологиям порт Варандей функционирует круглый год.

Танкер в порту Варандей

2. История создания и развития портовой инфраструктуры

История современного порта Варандей началась в 1970-х годах с открытием нефтяных месторождений на севере Ненецкого автономного округа.

В результате геологоразведочных работ в НАО был открыт ряд месторождений, в том числе Приразломное, которые стали осваиваться.

Для отгрузки добываемой нефти потребовалось создание морского терминала в районе поселка Варандей:

  • 2000 год - начало работы временного отгрузочного комплекса мощностью 1,5 млн тонн нефти в год.
  • 2008 год - принято решение о строительстве современного морского порта Варандей с пропускной способностью 12 млн тонн нефти в год.
  • 2008 год - ввод в эксплуатацию стационарного ледостойкого причала.

Строительство порта Варандей обошлось более чем в 1 млрд долларов инвестиций. В работах участвовали десятки российских и зарубежных компаний.

Грузооборот порта вырос с 1,5 млн тонн в 2000 году до 4,9 млн тонн в 2020 году. Планируется дальнейшее развитие инфраструктуры.

3. Операторы и грузопотоки порта Варандей

Основным оператором порта Варандей является компания "Варандейский терминал". Она обслуживает нефтяной терминал и осуществляет перевалку нефти.

Администрация порта принадлежит ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики".

Основной груз порта - сырая нефть. Она поступает с Приразломного и других шельфовых месторождений НАО по трубопроводам.

Ежегодный экспорт нефти через порт Варандей составляет около 3-4 млн тонн. Отгрузка ведется круглый год через стационарный причал.

Кроме нефти, через порт осуществляются перевозки навалочных, контейнерных и других грузов.

С ростом добычи на арктическом шельфе ожидается увеличение грузооборота порта Варандей.

Морской нефтяной терминал ночью

4. Флот, обслуживающий порт Варандей

Для круглогодичной работы порта Варандей привлекаются мощные ледоколы, которые проводят танкеры через ледяные заторы:

  • Атомные ледоколы 50 лет Победы , Ямал , Таймыр
  • Дизельные ледоколы Александр Санников , Владислав Стрижов

Для отгрузки нефти используется флот танкеров-челноков дедвейтом до 70 тыс. тонн. Они доставляют нефть с Варандея на перевалочный терминал в Мурманске.

Вспомогательный флот включает буксиры и суда обеспечения, которые помогают танкерам швартоваться к причалам.

Осадка судов, заходящих на внутренний рейд порта, ограничена 3,5 метрами. На внешнем рейде принимаются танкеры осадкой до 14 метров.

5. Экологическая безопасность и социальная ответственность

Для предотвращения загрязнения окружающей среды в порту Варандей применяются современные технологии.

Регулярно проводятся учения по ликвидации возможных разливов нефти с привлечением аварийно-спасательных служб.

Ведется работа по созданию новых рабочих мест и социальной поддержке коренных народов НАО.

6. Перспективы развития порта

Планируется дальнейшее развитие портовых мощностей Варандея для увеличения экспорта нефти с арктического шельфа.

Ожидается рост грузооборота за счет освоения новых месторождений в НАО.

В перспективе возможно строительство железнодорожной ветки от Усинска до Варандея протяженностью около 350 км.

Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта и снизить зависимость от погодных условий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.