Изучение литературы невозможно без понимания основ стихосложения. Знание размеров помогает глубже проникнуть в ритмику и смысл стихотворений. Однако на практике определение размера часто вызывает трудности. В этой статье мы разберем основные понятия и правила, рассмотрим типичные ошибки и дадим практические советы по анализу стихотворений.
Основные понятия стихосложения
Чтобы разобраться в размерах, нужно сначала понять несколько базовых вещей:
- Стихотворный размер - это ритмическая организация стиха, порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
- Основная единица измерения размера - стопа. Это группа из нескольких слогов, в которой только один ударный.
В русской поэзии используются двусложные и трехсложные стопы. К двусложным относят:
- Ямб - схема U — (безУДАРный + УДАРный): «Зи́мний ве́чер».
- Хорей - схема — U (УДАРный + безУДАРный): «Нóчь тихá».
К трехсложным стопам относят:
- Дактиль - схема — U U: «Бы́стро мчáтся».
- Амфибрахий - схема U — U: «На мо́ре утес».
- Анапест - схема U U —: «А в во́лнах жемчу́г».
Комбинируя стопы в строке, получают разные стихотворные размеры. Например, четырехстопный ямб состоит из четырех ямбических стоп:
Как утренний туман, она бежит,
Озарена лучом вечерних вод.
Теперь, когда мы разобрались с терминологией, перейдем к практике.
3 способа определения размера
Существует несколько методов, с помощью которых можно определить размер конкретного стихотворения. Рассмотрим три основных:
- Скандирование - прочтение стиха с выделением ритмической структуры, как бы "выстукивание" ударений. Помогает почувствовать общий ритм.
- Соотнесение со схемой размера - сравнение расстановки ударений в строке с эталонной схемой (ямб, хорей и т.д.)
- "Метод мужских имен" - предложен стиховедом А.Ильюшиным, заключается в уподоблении основных размеров распространенным мужским именам:
- Ваня - хорей; Иван - ямб; Ванечка - дактиль; Ванюша - амфибрахий; Иоанн - анапест.
Каждый из этих способов имеет свои особенности. Обычно их используют в комплексе, чтобы получить максимально точный результат.
Анализ размера на примере стихотворения
Давайте на конкретном примере разберем, как определить размер. Возьмем отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро":
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Сначала расставим ударения в каждой строке, выделяя их жирным шрифтом:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Теперь разделим каждую строку на стопы. Обратим внимание, что между ударными слогами чаще всего находится один или два безударных. Значит, это двусложный размер - ямб или хорей. Попробуем проскандировать:
МорОз и СОлнце; ДЕНЬ чудЕсный!
Видим, что ударения падают на 2, 4, 6 слоги - типичный ямб. Подсчитаем количество стоп: их ровно 4 в каждой строке.
Вывод: стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Таким образом, последовательно применяя все методы, можно точно определить размер практически любого стихотворного текста.
Особенности русского стихосложения
Хотя основные принципы стихосложения универсальны, русская поэзия имеет свои особенности, которые нужно учитывать.
Во-первых, в отличие от многих языков, в русском нет фиксированного ударения в словах. Из-за этого простого подсчета слогов, как делали в XVIII веке, недостаточно - нужно обращать внимание именно на ударения.
Во-вторых, силлабо-тоническую систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и безударных слогов, разработали в середине XVIII века Ломоносов и Тредиаковский. Они взяли за основу народный стих, но сделали его более строгим и упорядоченным.
В-третьих, даже классические поэты нередко отступали от канонических схем размеров, что тоже нужно учитывать при анализе.
Зная эти особенности русской поэзии, можно более точно определять размеры стихотворений.
Типичные ошибки при определении размера
Несмотря на кажущуюся простоту, на практике часто возникают трудности с определением размера. Рассмотрим типичные ошибки:
- Не учитываются односложные слова. Например, в строке "Открой сомкнуты негой взоры" односложное слово "сомкнуты" нарушает ямб, если считать его ударным.
- Неправильный подсчет неполных стоп в конце строки. Стопа считается, если в ней есть хотя бы один ударный слог.
- Неучтенные отступления от схемы в классике. У Пушкина, например, нередки спондеи и пиррихии.
Чтобы избежать этих ошибок, нужно учитывать перечисленные нюансы. Тогда анализ размера будет максимально точным.
Сложные и переходные формы
Помимо основных размеров, встречаются более сложные формы:
- Сочетание в одном произведении разных размеров - ямба и хорея, например.
- Верлибр - стихи без четкого размера.
- Дольник и тактовик - размеры, не делящиеся на стопы.
- Гибридные формы - смешение принципов разных размеров.
Для анализа таких сложных случаев требуются дополнительные знания в области стихосложения.
Как определить размер стиха
Итак, мы разобрались с основными понятиями, рассмотрели методы анализа размеров и типичные трудности при этом. Теперь можем сформулировать общий алгоритм того, как определить размер стиха:
- Расставить ударения в тексте.
- Определить тип стоп по количеству слогов.
- Выявить схему чередования ударных и безударных слогов.
- Подсчитать количество стоп в строке.
- Сделать вывод о размере с учетом особенностей языка и авторской манеры.
Следуя этому алгоритму и применяя все рассмотренные методы, можно точно определить размер стиха практически для любого стихотворного текста.
В заключение еще раз отметим, что умение определить стихотворный размер - важный навык при работе с поэтическими текстами. Это позволяет глубже проникнуть в ритмику и смысл произведения, увидеть авторский замысел. Надеюсь, изложенные в статье сведения и алгоритм анализа помогут вам успешно определить размер любого стихотворения.
Размер, безусловно, является важнейшей характеристикой стиха как такового. Именно благодаря четкой ритмической организации строка воспринимается нами как поэтическая, стихотворная. Поэтому умение анализировать размер необходимо всем, кто интересуется стихом и его законами. Это открывает новые грани восприятия и понимания поэзии.
Поэтическая вольность
Нужно помнить, что классические поэты нередко позволяли себе отступать от общепринятых схем размеров. Это связано с тем, что они преследовали не только ритмические, но и смысловые, эмоциональные цели в своих произведениях.
Например, Пушкин мог нарушать ямб, чтобы подчеркнуть какое-то важное слово или создать особый ритмический рисунок фразы. Поэтому нельзя автоматически считать такие отклонения ошибкой - скорее, это проявление поэтической воли и мастерства автора.
Размер и смысл
Выбор того или иного размера неслучаен - он тесно связан со смыслом произведения. Ямб, например, традиционно передает спокойное, умеренное настроение. Хорей звучит более порывисто и динамично. Анапест создает ощущение плавного движения.
Таким образом, анализируя размер, мы лучше понимаем авторский замысел и настроение стихотворения. Это еще одна причина, почему так важно уметь определять стихотворный размер.
Связь ритма и интонации
При чтении стихов вслух очень важно соблюдать правильную интонацию, которая вытекает из ритмико-метрической организации текста. Например, ямб читается спокойно и размеренно, хорей - более энергично, дактиль и амфибрахий обычно "покачивают" читателя.
Таким образом, знание размеров помогает не только анализировать стихи, но и выразительно их декламировать, что очень важно при изучении поэзии.
Графическое выделение размера
Иногда в изданиях стихотворений используется графическое выделение размера - ударные слоги печатаются прописными буквами:
веЧЕРний ЗВОН, ПРЕдЗаКАТный ЧАС...
Это помогает читателю лучше ощутить ритмику стиха. Однако стоит помнить, что такое выделение достаточно условно и не всегда точно отражает реальную картину.
Ритмический анализ прозы
Хотя размер как таковой характерен для поэзии, анализ ритмики имеет смысл применять и к прозаическим текстам. Например, выявлять повторы, анафоры, инверсии, которые создают определенную музыкальность прозы.
Такой анализ позволяет глубже проникнуть в стилистику и поэтику прозаического произведения, увидеть приемы, которые сближают его с поэзией.
Размер и жанр
Существует определенная зависимость между выбором размера и жанром стихотворного произведения. Так, для лирики чаще всего используются ямб, хорей и анапест. Эпос тяготеет к дактилю, который передает движение сюжета. В поэмах нередко встречается смешение размеров.
Знание этих традиционных соответствий помогает правильно интерпретировать жанровую принадлежность произведения при анализе его размера.
Историческая эволюция
Со временем в литературе происходила эволюция размеров: одни становились более популярными, другие, напротив, использовались реже. Например, в поэзии XVIII века доминировал ямб, в XIX веке появляется больше разнообразия.
Прослеживание этих исторических изменений также важно для понимания развития стиха как такового.
Национальные традиции
Каждая национальная поэтическая традиция имеет свои предпочтения в использовании тех или иных размеров. Русское стихосложение отличается от французского, английского, немецкого и так далее.
Знание этих особенностей необходимо для адекватного восприятия и анализа поэзии других народов, выявления национального колорита.
Форма и содержание
Изучение размеров - это только первый этап анализа поэтического произведения. Не менее важно рассмотреть содержательную сторону: темы, мотивы, художественные образы.
Размер является формальной оболочкой, которая организует содержание. Поэтому его анализ должен стать основой для дальнейшего исследования идейно-тематического уровня произведения.
Стиховедческие термины
В стиховедении используется развитая система специальных терминов, обозначающих различные элементы и приемы поэтической речи: стопа, цезура, анжамбеман, пиррихий, спондей и так далее.
Знание этих понятий также важно для проведения глубокого и всестороннего анализа стихотворного текста, выявления всех его художественных особенностей.