В наши дни стало популярным критиковать вальдорфскую школу, якобы это почти что секта, куда завлекают чистые души детей. Возможно, в некоторых случаях имеются перегибы, но все зависит от того, к какому учителю или воспитателю попадает ребенок. Образовательный процесс здесь отличался большим вниманием к индивидуальности каждого ребенка.
Вальдорфская школа обязывает педагогов уделять много времени наблюдению за детьми, поэтому учителя могут заметить даже самые маленькие изменения в настроении или поведении. Ребенок получает возможность развиваться в своем темпе, занимаясь тем, что интересно именно ему. Педагоги только мягко направляют этот процесс, предлагают новые задачи, но никогда не заставляют делать что-то через силу.
Суть вальдорфского метода обучения
Вальдорфская школа делает акцент на всестороннее развитие ребенка, которое включает в себя как эмоциональную, так и физическую, и духовную составляющие. Уроки в такой школе обычно проходят в непринужденной и творческой атмосфере, где дети могут выразить себя через искусство, музыку и ремесло. Такой подход помогает учащимся развивать креативность и воображение, что, в свою очередь, способствует развитию инновационного мышления, необходимого в быстро меняющемся мире.
Одной из ключевых особенностей вальдорфской школы является создание среды, в которой ребенок чувствует себя защищенным и уважаемым. Это позволяет ему открыто выражать свои мысли и чувства, не опасаясь осуждения. Дети учатся взаимодействию и сотрудничеству в группе, что укрепляет их социальные навыки. Кроме того, в такой обстановке педагог становится не просто учителем, но и наставником, который поддерживает и направляет ученика на его пути саморазвития.
Основная цель процесса воспитания
Отличительной чертой вальдорфской школы является акцент на всестороннее развитие личности, где большое внимание уделяется не только академическим знаниям, но и развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей, а также физическому благополучию. Образовательный процесс в этих школах гармонично сочетает в себе изучение традиционных предметов с занятиями, развивающими художественные и практические навыки, такие как музыка, живопись, ручной труд и театральное искусство.
Роль учителя
Работающая по вальдорфской системе школа отличается и требованиями к подбору специалистов. Здесь могут преподавать только специально подготовленные педагоги – это ее главное и необходимое условие. Вальдорфская методика требует не только теоретической подготовки, но и глубокого понимания антропософии (учение Рудольфа Штайнера о духовной природе человека и мира и методах их постижения), на которой она базируется. Педагоги проходят многоступенчатую систему обучения, включающую изучение различных дисциплин, таких как искусство, ремесла, музыка, и даже основы эвритмии — особой формы движений, развивающих координацию и чувство ритма.
Учителя вальдорфских школ оказывают содействие развитию каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности и темперамент. Оценка знаний в такой школе отличается от традиционных систем, здесь нет стандартных экзаменов или оценок по балльной системе (вплоть до перехода ребенка в старшие классы). Вместо этого применяются описательные оценки и проектные работы, которые помогают ученикам развивать критическое мышление и креативность.
Учитель также отвечает за создание атмосферы доверия и взаимопонимания в классе, что способствует более глубокому усвоению материала и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Вальдорфская школа обучения ориентирована на гармоничное развитие личности, поэтому учитель стремится не только передать знания, но и воспитать учеников как целостных, думающих, и чувствующих людей.
Чем обусловлен такой метод работы
Эта давняя традиция вальдорфской школы объясняется тем, что на начальной ступени образования для детей важнее всего личные качества преподавателя, которые существенно влияют на их эмоциональное развитие и интерес к учебе, а не его глубина познаний в предмете. Соответственно, учитель должен не только обеспечить ученику основательный уровень знаний, но и воспитать в нем правильные социальные, моральные и общечеловеческие начала.
В таком образовательном учреждении, где акцент сделан не на академической успеваемости и ее оценке, а на развитии творческих навыков, социального сознания и понимания мира, педагог должен сам обладать соответствующими качествами. Это позволит ему стать примером для учеников, содействовать их духовному развитию через обучение, следить за этим процессом и при необходимости корректировать его.
Расписание в школе
Как организован учебный процесс, если мы берем такую организацию, как вальдорфская школа? Отзывы отмечают, что школьники здесь не столь стеснены расписанием и у них много возможностей для творческого самовыражения.
Каждый учебный день в школе начинается с главного урока, который длится около двух часов и посвящен одному предмету в течение нескольких недель. Этот подход позволяет учащимся глубоко погружаться в материал, создавая целостное понимание темы. Учителя, используя разнообразные методы, такие как рассказывание историй, живопись, музыка и драматизация, стремятся вовлечь учащихся в процесс обучения, пробуждая их интерес и воображение. Такой ритмичный и последовательный подход помогает детям усвоить знания не только интеллектуально, но и эмоционально и практически.
После главного урока следуют занятия, направленные на развитие художественных и практических навыков. Вальдорфская педагогика считает важным сбалансировать умственные и творческие нагрузки, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому в расписание включены такие предметы, как рукоделие, работа с деревом, лепка и изобразительное искусство. Эти уроки дают возможность детям проявить свои индивидуальные способности, развивать мелкую моторику и творческое мышление, а также укреплять уверенность в себе через создание осязаемых результатов своего труда.
Структура урока в вальдорфской школе
Открывает урок ритмическая часть. Преподаватель выбирает стихи, скороговорки и песни, а потом зачитывает или исполняет их. Ученики, повторяя за преподавателем, запоминают новый материал. Благодаря интонации и жестам учитель выделяет важные слова и музыкальные акценты. Хлопки и стуки ногой помогают задать ритм исполнения. Задача учеников заключается в том, чтобы точно копировать действия учителя.
Продолжительность ритмической секции может составлять от 3 до 25 минут. Чем младше дети, тем больше времени выделяется на это занятие. В старших классах ритмическую часть иногда исключают или сокращают до краткой декламации.
Основная цель данного занятия - развитие моторики тела, включая тонкие двигательные навыки. Иногда дети задействуют сложные движения и пальцевые тренировки. Поскольку все выполняется в унисон с учителем, ученики словно настраиваются на его энергетическую волну. Это способствует дальнейшей концентрации учащихся на изучении материала и созданию необходимой учебной атмосферы.
Главная часть
Преподаватель проверяет выполненное домашнее задание и проводит устный опрос учащихся. Если занятия посвящены проведению опытов, ученики демонстрируют их, описывая наблюдаемое явление и задавая дополнительные вопросы. Под диктовку учителя школьники записывают в тетради новую информацию. Основной этап урока продолжается более часа и является самым длинным по продолжительности.
Художественно-повествовательная часть
Эта часть завершает основную часть урока, занимает около 15-20 минут, и ее содержание варьируется в зависимости от возраста учеников: в 1-м классе это может быть сказка, во 2-м – басня или легенда, в 3-м – тексты из Ветхого Завета, в 4-м – национальный эпос, в 5-м – мифы Древней Греции и так далее. Тематику для уроков классный руководитель подбирает сам.
Отзывы о вальдорфских школах в России
В России первая школа, работающая по вальдорфской системе, появилась в 1992 году. На сегодняшний день по всей стране функционирует свыше 20 подобных аккредитованных образовательных учреждений и вальдорфских классов, интегрированных в обычные общеобразовательные школы. Также действует Ассоциация вальдорфских школ России, занимающаяся контролем качества обучения и подготовкой учителей для данной методики.
На сегодняшний день есть как положительные, так и отрицательные отзывы об этой системе школьного образования. Родителей радует бережное отношение к личности ребенка, нацеленность на всестороннее развитие и учет индивидуальных особенностей. При большом количестве положительных отзывов есть мнение, что отсутствие оценок, учебников и слова «нет» не воспитывает важных и полезных навыков, которые нужны в жизни.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание