Земельный кадастр - важнейший инструмент управления земельными ресурсами. Новые законы меняют порядок его ведения. Давайте разберемся, какие новшества принесли последние поправки в законодательство о земельном кадастре.
1. История земельного кадастра в России
Кадастровый учет земель имеет давнюю историю в России. Еще в XVIII веке при Петре I стали составляться поземельные книги и планы угодий. Однако полноценный земельный кадастр появился только в советское время. С 1920-х годов стали проводиться землеустроительные и кадастровые работы по всей стране.
В 1991 году был принят закон РСФСР "О земельной реформе", который заложил основы современного земельного законодательства. Он определил необходимость создания государственного земельного кадастра. Однако полноценного закона о кадастре еще не было.
Принятие ФЗ No 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в 2000 году
Первым специальным законом о земельном кадастре стал Федеральный закон No 28-ФЗ, принятый в 2000 году. Он установил основные принципы ведения кадастра:
- Единая система кадастра на всей территории РФ;
- Непрерывное обновление кадастровых сведений;
- Открытость данных, кроме сведений ограниченного доступа;
- Совместимость кадастра с другими информационными системами.
В законе прописывались цели кадастра, состав сведений, порядок его ведения, полномочия органов власти, правила предоставления данных.
Достоинства и недостатки ФЗ No 28-ФЗ
Закон No 28-ФЗ создал правовые основы для формирования полноценного земельного кадастра в России. Однако на практике его положения реализовывались не в полной мере.
Основные проблемы:
- Не все земли были учтены в кадастре;
- Кадастровые данные были неполными и неточными;
- Существовали разрозненные реестры и классификаторы земель.
Это создавало сложности для управления земельными ресурсами и их использования. Требовалось кардинальное реформирование системы кадастрового учета земель.
2. ФЗ No 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 2007 года
В 2006 году была принята Концепция развития государственного кадастра недвижимости. Она определила необходимость создания единой унифицированной системы учета недвижимого имущества.
Для реализации Концепции в 2007 году был принят Федеральный закон No 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Он объединил учет земельных участков и иных объектов недвижимости.
Основные изменения по сравнению с ФЗ No 28-ФЗ
Закон No 221-ФЗ внес следующие ключевые новшества:
- Создание единого государственного реестра недвижимости;
- Учет не только земель, но и всех объектов недвижимости;
- Проведение кадастрового учета и регистрации прав в одном порядке;
- Возможность исправления технических ошибок в сведениях;
- Установление кадастровой стоимости объектов.
Таким образом, законодательство о кадастре претерпело серьезные изменения.
Переходный период на новую систему учета
Полный переход на новый порядок кадастрового учета по закону No 221-ФЗ занял около 2 лет. Органам власти пришлось решить множество организационных вопросов.
В частности:
- Создать единую учетно-регистрационную систему;
- Обеспечить взаимодействие разных ведомств;
- Подготовить нормативную базу;
- Перевести данные в новые форматы;
- Переобучить кадровый состав.
Это потребовало значительных усилий и финансовых затрат. Но в итоге удалось запустить новую систему кадастрового учета.
Достоинства и недостатки нововведений
Новый закон о кадастре имел как плюсы, так и минусы.
Положительные стороны:
- Учет всего недвижимого имущества в едином реестре;
- Упрощение процедур для граждан и бизнеса;
- Повышение достоверности данных.
Отрицательные стороны:
- Увеличение сроков учета из-за бюрократии;
- Рост затрат на ведение кадастра;
- Технические сбои на начальном этапе.
Тем не менее, в целом закон о кадастре недвижимости стал важным шагом вперед в развитии системы учета земли в России.
3. Поправки 2014-2018 годов в законодательство о кадастре
После принятия закона о кадастре недвижимости в него неоднократно вносились изменения. Особенно масштабные поправки были приняты в 2014-2018 годах.
Основные поправки в законы о кадастре
Ключевые изменения коснулись:
- Порядка исправления кадастровых ошибок;
- Требований к точности определения границ земель;
- Состава кадастровых сведений;
- Оснований для приостановки кадастрового учета.
Также были расширены полномочия кадастровых инженеров и ужесточена их ответственность за нарушения.
Уточнение процедур кадастрового учета
Поправки конкретизировали этапы проведения кадастровых работ:
- Подача заявления и документов;
- Проверка документов;
- Описание объекта в реестре;
- Присвоение кадастрового номера;
- Подготовка кадастрового паспорта.
Были установлены предельные сроки для каждого этапа. Это повысило оперативность учета.
Изменение состава кадастровых сведений
Был расширен перечень данных, вносимых в кадастр:
- Сведения из ЕГРН;
- Характеристики зданий и сооружений;
- Сроки действия прав на объекты;
- Ограничения использования объектов.
Это повысило информативность кадастра для граждан и бизнеса.
Ужесточение требований к кадастровым документам
Документы для кадастрового учета должны теперь соответствовать ряду требований:
- Отсутствие подчисток и неоговоренных исправлений;
- Запрет карандашных пометок;
- Наличие обязательных реквизитов;
- Соответствие формам документов.
Это снизило вероятность ошибок и злоупотреблений в кадастре.
Таким образом, поправки 2014-2020 годов улучшили качество учета земли в России. Но дальнейшее совершенствование законодательства продолжается.