Нестандартные виды велосипедов, позволяющие передвигаться сидя, полулежа или лежа, издавна привлекают внимание изобретателей и любителей необычной техники. У таких нестандартных велосипедов есть ряд преимуществ, но и недостатки тоже имеются. Давайте разберемся, как называется велосипед для езды лежа или полулежа, в чем его особенности и преимущества.
История создания велосипедов для езды лежа или полулежа
Первые упоминания о лежачих велосипедах относятся к началу XX века. В 1900 году американец по фамилии Браун запатентовал свой длиннобазный лежачий велосипед, а в 1902 году начал его продажу в США и Великобритании. Цена такого необычного велосипеда была очень высокой - около 100 долларов в Америке и 20 фунтов в Англии. По отзывам того времени, этот лежачий велосипед отличался плавностью хода, но имел большой вес и длину, а также не лучшую маневренность.
В 1914 году французская компания Peugeot наладила серийный выпуск длиннобазного лежачего велосипеда, который так и не получил распространения из-за начала Первой мировой войны. Производство было свернуто.
В 1920-х годах венгерский инженер Пауль Ярай, работавший над улучшением аэродинамики дирижаблей, решил применить свои принципы обтекаемости и в велостроении. В результате появился лежачий велосипед J-Rad, который выпускался в Германии с 1921 по 1923 год.
J-Rad отличался необычным линейным приводом "швейная машинка" и хорошей аэродинамикой. Эксперименты показали, что на таком велосипеде гонщик мог легко преодолевать более крутые подъемы по сравнению с обычным велосипедом. Однако серия аварий из-за поломок рамы и кампания в прессе против "опасного" J-Rad привели к прекращению его выпуска в 1923 году.
В 1930-х годах француз Шарль Моше разработал лежачий велосипед Velo-Velocar, на котором гонщик Франсис Форо добился ряда громких побед в велогонках. Однако в 1934 году Международный союз велосипедистов запретил использование лежачих велосипедов на официальных соревнованиях. Это стало серьезным ударом для Velo-Velocar, и его производство было свернуто.
В послевоенный период активно занимался разработкой лежачих велосипедов немец Пауль Ринковский. С 1947 по 1985 год он сконструировал десятки моделей лигерадов, экспериментировал с формой рамы, колесами и обтекателями. Ринковский сумел довести коэффициент сопротивления качению своих колес до рекордно низких показателей.
Новая волна интереса к лежачим велосипедам возникла в 1960-1970-х годах. Энтузиасты строили и испытывали экспериментальные модели, пытаясь достичь максимальной скорости. В 1976 году была создана Международная ассоциация мускулолодок (IHPVA), которая стала проводить соревнования лежачих велосипедов. На специально оборудованном полигоне в штате Невада гонщики разгоняли свои лигерады в обтекателях до скоростей за 130 км/ч.
Конструктивные особенности велосипедов для езды лежа или полулежа
Лежачие велосипеды имеют ряд конструктивных отличий от традиционных двухколесных велосипедов.
- Рама лигерадов чаще хребтовая или пространственная для обеспечения жесткости.
- Используются разные типы приводов - цепной, ременной, карданный.
- Применяются колеса увеличенного диаметра или дисковые.
- Могут устанавливаться обтекатели - частичные или полностью закрытые.
- Есть варианты с передним и задним рулевым управлением.
- Используются многоскоростные трансмиссии и вариаторы.
- Тормоза могут быть дисковые или ободные.
- Сиденье регулируется по углу наклона и положению.
- На некоторых моделях есть амортизация сиденья и колес.
Также встречаются 3- и 4-колесные модификации лежачих велосипедов. На некоторые устанавливается электродвигатель для поддержки мускульной силы велосипедиста.
Особое внимание уделяется аэродинамике - используются обтекаемые обтекатели, закрывающие велосипедиста частично или полностью. Такие полностью закрытые лигерады называются стримлайнерами.
В итоге конструкция лежачего велосипеда позволяет развивать большую скорость по сравнению с традиционными велосипедами при одинаковых затратах мускульной энергии велосипедиста.
Однако повышенная скорость и аэродинамика достигаются ценой увеличения веса, габаритов, стоимости лежачих велосипедов. Кроме того, на лигерадах хуже обзор, они сложнее в управлении, особенно на поворотах и подъемах.
Основные разновидности лежачих велосипедов
Существует несколько основных разновидностей лежачих велосипедов, которые отличаются конструкцией.
- По типу рамы выделяют лежачие велосипеды с хребтовой рамой и с пространственной рамой.
- По наличию обтекателя бывают: Открытые лежачие велосипеды без обтекателя. Частично закрытые обтекателем. Полностью закрытые обтекателем (стримлайнеры).
- По расположению велосипедиста различают лигерады, на которых едут лежа на спине или на животе.
- По колесной базе делятся на: Короткобазные. Среднебазные. Длиннобазные.
- По количеству колес встречаются: Трехколесные лежачие велосипеды. Четырехколесные.
- Есть разновидность лежачих тандемов, где один или оба велосипедиста располагаются лежа.
- Существуют гибриды лежачих велосипедов с электрическим подключаемым приводом.
Преимущества лежачих велосипедов
У лежачих велосипедов есть ряд преимуществ по сравнению с традиционными велосипедами.
- Лучшая аэродинамика и, как следствие, более высокая скорость.
- Возможность преодолевать большие расстояния с меньшей усталостью для велосипедиста.
- Отсутствие нагрузки на спину и позвоночник.
- Повышенный комфорт и удобство управления.
- Бóльшая безопасность при авариях и падениях.
- Уменьшение вероятности возникновения импотенции у мужчин.
За счет аэродинамического положения тела и снижения лобового сопротивления скорость на лежачем велосипеде может быть на 20-30% выше, чем на обычном велосипеде при прочих равных условиях.
На лежачем велосипеде нет нагрузки на спину, поэтому велотуристы могут преодолевать за день на 20-30% больше километров с меньшей усталостью.
Недостатки лежачих велосипедов
У лежачих велосипедов также есть и недостатки:
- Большой вес и габариты.
- Высокая стоимость.
- Худший обзор дороги.
- Сложность поворота и маневрирования.
- Проблемы при езде в гору из-за невозможности встать и нажимать на педали всем весом.
Из-за конструкции лежачие велосипеды обычно весят на 5-10 кг больше, чем традиционные велосипеды. Их стоимость также значительно выше.
Худший обзор снижает безопасность, а на поворотах и подъемах требуются навыки для уверенного управления лежачим велосипедом.
Рекомендации по выбору лежачего велосипеда
При выборе лежачего велосипеда рекомендуется:
- Определить цель использования: туризм или спорт.
- Выбрать оптимальную колесную базу исходя из роста.
- Для начинающих лучше открытая рама без обтекателя.
- Обратить внимание на регулировки сиденья и руля.
- Проверить наличие и тип трансмиссии.
- Оценить удобство посадки и обзор.
Перед покупкой стоит обязательно протестировать велосипед в движении. Это поможет понять, подходит ли конкретная модель.
Обучение езде на лежачем велосипеде
Катание на лежачем велосипеде требует навыков:
- Сначала нужно научиться балансировать в неподвижном положении.
- Затем освоить раскачку и начало движения.
- Отработать повороты на разных скоростях.
- Потренироваться в езде на подъем и под уклон.
- По возможности пройти курсы обучения у опытного инструктора.
С осторожностью следует подходить к выезду на дороги общего пользования - лучше выбирать велодорожки и парки.
При соблюдении мер предосторожности катание на лежачем велосипеде доставит массу удовольствия и позволит оценить все его преимущества.