Габарит погрузки на железнодорожном транспорте: определение, виды. Перевозка негабаритных грузов

Железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в грузоперевозках по территории России и стран СНГ. Ежегодно Российские железные дороги перевозят более 1 млрд тонн различных грузов. При этом одним из ключевых параметров, определяющих возможность транспортировки груза по железной дороге, является его габарит.

Определение габарита погрузки на железнодорожном транспорте

Габарит погрузки - это предельное поперечное очертание, в котором должен размещаться груз при транспортировке на открытом подвижном составе (платформах, полувагонах). Габарит ограничивает максимальные размеры груза по высоте и ширине. Превышение габарита влечет за собой дополнительные расходы на перевозку.

Согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов, утвержденным МПС России, различают следующие виды габаритов погрузки:

  • Основной габарит
  • Льготный габарит
  • Зональный габарит

Основной габарит погрузки применяется для всех грузов на сети железных дорог СНГ. Он имеет высоту до 5300 мм от головки рельса и ширину до 3250 мм от оси железнодорожного пути.

Льготный габарит погрузки используется для грузов, размещаемых в пределах длины платформы или полувагона. Этот габарит чуть шире основного и позволяет разместить более крупногабаритные грузы.

Зональный габарит применяется для лесных грузов, перевозимых в пределах отдельных железнодорожных направлений. Он имеет наибольшую ширину, но требует специального согласования для использования.

Зоны негабаритности груза

Если размеры груза в погруженном состоянии выходят за пределы установленного габарита погрузки, такой груз считается негабаритным. В зависимости от того, в какой зоне происходит выход за габарит, различают несколько видов негабаритности:

  • Нижняя негабаритность (ниже 480 мм от головки рельса)
  • Боковая негабаритность (шире 3250 мм от оси пути)
  • Верхняя негабаритность (выше 5300 мм от головки рельса)

Кроме того, на двухпутных линиях выделяют дополнительную зону совместной боковой и верхней негабаритности для уточнения условий пропуска грузов.

Грузы, размеры которых превышают предельные очертания зон негабаритности, называются сверхнегабаритными. Их перевозка требует особых условий.

Степени негабаритности груза

В зависимости от величины выхода за габарит погрузки различают несколько степеней негабаритности груза:

  • 1 степень - выход за габарит до 100 мм
  • 2 степень - выход за габарит от 101 до 150 мм
  • 3 степень - выход за габарит от 151 до 250 мм
  • 4 степень - выход за габарит от 251 до 400 мм
  • 5 степень - выход за габарит от 401 до 500 мм
  • 6 степень - выход за габарит более 500 мм

Чем выше степень негабаритности, тем сложнее условия перевозки такого груза.

Для обозначения негабаритности груза железные дороги используют индекс негабаритности из 5 знаков. Каждый знак обозначает степень негабаритности в соответствующей зоне. Например:

  • Индекс Н2030 - нижняя негабаритность 2 степени, боковой нет, верхняя 3 степени
  • Индекс Н4600 - нижняя негабаритность 4 степени, боковой и верхней нет

Индекс позволяет быстро определить характер негабаритности груза.

Перевозка негабаритных грузов

Перевозка негабаритных грузов на железной дороге регламентируется специальными требованиями, зависящими от степени негабаритности:

  • Установка контрольных рам
  • Ограничение скорости
  • Прекращение движения на соседних путях
  • Сопровождение груза и др.

Для проверки габаритности применяют специальные габаритные ворота. Это рама с подвижными планками, повторяющими очертания габарита. Прохождение груза через ворота без касания планок подтверждает его габаритность.

Таким образом, габарит погрузки задает максимально допустимые размеры грузов для перевозки по железной дороге. Превышение габарита влечет дополнительные затраты, поэтому важно грамотно его определять и соблюдать.

Требования к подвижному составу для перевозки негабаритных грузов

Для перевозки негабаритных грузов используется специальный подвижной состав, отвечающий необходимым требованиям. Грузоподъемность и размеры платформ, полувагонов должны соответствовать характеристикам конкретного груза.

На железнодорожном транспорте колеи 1520 мм для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов применяются:

  • Платформы грузоподъемностью до 100 тонн
  • Модернизированные полувагоны грузоподъемностью до 120 тонн
  • Специализированные платформы увеличенной длины и ширины

Выбор оптимального подвижного состава позволяет максимально использовать внутренний объем и габарит погрузки на железнодорожном транспорте, снизить степень негабаритности груза.

Портрет машиниста перед подробной панелью управления

Схемы размещения и крепления негабаритных грузов

Важным фактором при подготовке негабаритного груза к перевозке является выбор рациональной схемы его размещения и крепления на подвижном составе. Существуют следующие варианты:

  • Размещение в пределах длины платформы
  • Размещение с использованием длины сцепа платформ
  • Диагональная схема размещения
  • Комбинированная схема

Грамотно выбранная схема погрузки позволяет оптимально использовать внутренний объем и габарит погрузки на железнодорожном транспорте, снизить степень негабаритности груза.

Способы крепления негабаритных грузов

Для обеспечения сохранности при перевозке негабаритные грузы подлежат надежному креплению на подвижном составе. Применяются следующие способы крепления:

  • Крепление к упорам с использованием растяжек, тросов
  • Прижим к полу вагона с помощью прокладок, упоров
  • Охват с боков с применением рам, обвязок
  • Комбинированный способ

Выбор рационального способа крепления повышает безопасность перевозки и позволяет максимально эффективно использовать габарит погрузки на железнодорожном транспорте.

Особенности перевозки негабаритных грузов в контейнерах

Контейнерные перевозки также могут осуществляться с превышением габарита погрузки. В этом случае контейнер считается негабаритным.

При перевозке негабаритных грузов в контейнерах необходимо:

  • Выполнить расчет и обозначить негабаритность
  • Разместить маркировку на контейнере
  • Соблюдать особые условия перевозки
  • Использовать специальные фитинги крепления

Грамотная организация такой перевозки обеспечивает безопасность и сохранность негабаритных грузов в контейнерах.

Перспективы развития перевозки негабаритных грузов

В перспективе перевозка негабаритных грузов на железнодорожном транспорте будет совершенствоваться:

  • Увеличение длины платформ до 84 метров
  • Применение платформ с пониженной высотой пола
  • Внедрение новых технологий погрузо-разгрузочных операций
  • Автоматизация контроля габаритности грузов

Это позволит повысить эффективность железнодорожных перевозок за счет расширения их номенклатуры.

Широкий кинематографический кадр огромных открытых грузовых ворот склада

Особенности перевозки длинномерных негабаритных грузов

Одной из разновидностей негабаритных грузов являются длинномерные грузы, длина которых превышает базу полувагона или платформы. К таким грузам относятся балки, трубы, рельсы, лесоматериалы и др.

При перевозке длинномерных негабаритных грузов необходимо:

  • Использовать сдвоенные полувагоны или платформы
  • Применять транспортеры с переменной базой
  • Устанавливать опоры по концам груза
  • Обеспечивать надежное крепление груза

Такая организация перевозки позволяет обеспечить устойчивое положение длинномерных грузов и их сохранность.

Перевозка негабаритных грузов в контрейлерных поездах

Современное направление - организация перевозки негабаритных грузов в контрейлерных поездах. Преимущества:

  • Высокая скорость доставки
  • Возможность перевозки крупногабаритных грузов
  • Отсутствие перевалки грузов

При этом необходимо использование специализированных вагонов-платформ, оборудованных фитингами для закрепления контрейлеров.

Такая технология обеспечивает высокую эффективность доставки негабаритов.

Перевозка негабаритных грузов на модульных транспортерах

Перспективным решением являются модульные транспортеры, состоящие из отдельных секций.

Преимущества модульных транспортеров:

  • Возможность формировать состав нужной длины
  • Увеличение длины транспортера до 100 метров
  • Повышение эффективности перевозки длинномерных грузов

Использование таких транспортеров расширяет возможности перевозки крупногабаритных грузов.

Автоматизация погрузо-разгрузочных работ с негабаритными грузами

Внедрение автоматизированных систем погрузо-разгрузочных работ позволяет:

  • Повысить скорость обработки негабаритных грузов
  • Обеспечить безопасность проведения работ
  • Снизить трудоемкость операций

Используются специализированные краны, погрузчики, манипуляторы с системами автоматического управления.

Это значительно упрощает работу с негабаритными грузами.

Перспективы перевозки негабаритных грузов на ВСМ

Создание в России высокоскоростных железнодорожных магистралей открывает перспективы организации перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов со скоростью до 400 км/ч.

Для этого потребуются:

  • Специальный высокоскоростной подвижной состав
  • Автоматизированные системы крепления грузов
  • Повышенные требования к надежности погрузки и крепления

Реализация таких перевозок позволит значительно увеличить скорость доставки негабаритов.

Оформление документов для перевозки негабаритных грузов

Перевозка негабаритных грузов требует оформления специальных разрешительных документов и соблюдения особого порядка согласования.

Необходимые документы:

  • Заявка на перевозку негабаритного груза
  • Эскиз, схема размещения и крепления груза
  • Уведомление о размерах негабаритного груза и индексе негабаритности
  • Сертификаты соответствия на крепежные материалы

Порядок согласования:

  1. Подача заявки грузоотправителем
  2. Согласование заявки с владельцем инфраструктуры
  3. Получение разрешения на перевозку
  4. Оформление перевозочных документов

Грамотное оформление документов обеспечивает своевременность отправки негабарита.

Порядок оплаты перевозки негабаритных грузов

Перевозка негабаритных грузов тарифицируется по специальным ставкам, которые зависят от:

  • Степени негабаритности
  • Маршрута следования
  • Наличия сопровождения

Оплата включает:

  • Ставки за перевозку и эксплуатацию вагонов
  • Сбор за организацию перевозки
  • Плату за использование инфраструктуры

Расчет и взимание платежей осуществляется на основании тарифных руководств.

Обеспечение безопасных условий перевозки негабаритов

При перевозке негабаритных грузов обязательно соблюдение мер безопасности:

  • Установление ограничения скорости
  • Прекращение движения на соседних путях
  • Особые меры предосторожности при прохождении мостов и тоннелей
  • Охрана груза и сопровождение поезда

Это позволяет минимизировать риски, связанные с перевозкой негабаритов.

Тенденции рынка перевозки негабаритных грузов

На рынке перевозки негабаритов наблюдаются следующие тенденции:

  • Рост спроса на доставку крупногабаритного оборудования
  • Увеличение доли контейнерных негабаритных перевозок
  • Развитие специализированного подвижного состава

Эти факторы определяют перспективы и особенности развития рынка перевозки негабаритных грузов.

Международный опыт перевозки негабаритов

За рубежом применяются передовые технологии:

  • Использование модульных платформ увеличенной длины
  • Автоматизация погрузочно-разгрузочных работ
  • Применение систем дистанционного мониторинга крепления

Это позволяет повысить эффективность и безопасность перевозки негабаритов.

Российским железным дорогам есть к чему стремиться в этой области.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.