Методика "Последовательность событий" (А. Н. Бернштейн): цель и особенности применения

Методика "Последовательность событий" помогает определить уровень развития логического мышления и речи у детей. Эта диагностика важна для выявления готовности к школьному обучению. Давайте разберемся, как проводится тестирование и интерпретируются его результаты.

Мальчик выкладывает картинки по методике Последовательность событий.

История создания методики "Последовательность событий" А.Н. Бернштейном

Александр Николаевич Бернштейн (1870-1922) - выдающийся российский психиатр и психолог, основатель отечественной психоаналитической школы.

Он родился в семье врача-психиатра, поэтому с детства интересовался медициной. Получил медицинское образование в Харьковском университете, затем работал психиатром в больницах Москвы. В 1899 году по инициативе Бернштейна был создан Центральный полицейский приемный покой для душевнобольных в Москве.

Бернштейн одним из первых в России заинтересовался идеями психоанализа Зигмунда Фрейда. Он переписывался с Фрейдом, переводил его работы на русский язык и пропагандировал психоаналитические методы.

В начале 20 века Бернштейн разработал оригинальную методику "Последовательность событий" для исследования особенностей мышления и речи. Целью было определение уровня интеллектуального развития обследуемых.

Со временем инструкция по проведению методики претерпела некоторые изменения, но основной принцип остался прежним. Сегодня это одна из классических методик, широко применяемых детскими психологами и неврологами.

Цель применения методики в современной практике

В наши дни методика "Последовательность событий" используется для решения следующих задач:

  • Диагностика уровня развития логического мышления у детей
  • Оценка развития связной речи
  • Определение готовности ребенка к школьному обучению
  • Выявление интеллектуальных нарушений

Благодаря простой и доступной для детей процедуре тестирования методика позволяет получить важную информацию о сообразительности и умении ребенка мыслить логически, а также об особенностях его речи.

Описание процедуры тестирования

Как именно проводится обследование с помощью методики "Последовательность событий"? Рассмотрим подробнее.

Девочка успешно завершила задание по методике Последовательность событий.

Инструкция испытуемому

Перед началом тестирования ребенку дается следующая инструкция:

"Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перепутал и перемешал. Тебе нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Положи сначала ту картинку, где показано начало события. Потом выложи остальные по порядку, чтобы получилась правильная последовательность."

Этапы выполнения

Задание состоит из двух этапов:

  1. Ребенок раскладывает картинки в нужной последовательности
  2. Рассказывает по картинкам историю о том, что произошло

Психолог ведет подробный протокол, фиксируя все действия и высказывания ребенка.

Если последовательность событий определена неверно, ребенку задают наводящие вопросы. При необходимости психолог показывает правильный порядок картинок.

Критерии оценки речи

Устный рассказ по картинкам позволяет оценить по следующим критериям:

  • Беглость и связность речи
  • Словарный запас
  • Грамматическое оформление высказываний
  • Умение выстроить логику повествования

Таким образом, методика "Последовательность событий" дает информацию как о логическом мышлении, так и об особенностях речи ребенка.

Стимульный материал для тестирования

В качестве стимульного материала для методики "Последовательность событий" используются специально подобранные серии сюжетных картинок.

Виды картинок

Различают следующие виды картинок:

  • По содержанию: Бытовые сюжеты Сказочные сюжеты Исторические события
  • По сложности: Простые (3-4 картинки) Средней сложности (5-6 картинок) Сложные (6-8 картинок)
  • По возрасту: Для дошкольников Для младших школьников Для подростков

Примеры серий картинок

Рассмотрим примеры серий сюжетных картинок для методики "Последовательность событий".

Для дошкольников:

  • Мама и девочка готовят обед
  • Мальчик катается на велосипеде
  • Дети играют в мяч

Для школьников:

  • Космонавты готовятся к полету
  • Мальчик потерялся в лесу
  • Строительство крепости

Подбор картинок должен соответствовать возрасту и интересам детей.

Критерии оценки результатов

Результаты методики "Установление последовательности событий" оцениваются по следующим критериям:

1. Правильность определения последовательности. Основной показатель - способность логически выстроить серию событий по сюжетным картинкам.

2. Особенности устного рассказа. Анализируется связность, последовательность, лексика рассказа по картинкам.

3. Самостоятельность выполнения. Оценивается, требовалась ли помощь взрослого или ребенок справился самостоятельно.

Рекомендации для интерпретации результатов

При интерпретации результатов методики "Последовательность событий" следует учитывать:

  • возрастные нормы развития ребенка;
  • его индивидуальные особенности и способности;
  • эмоциональное состояние во время тестирования.

Также важно сопоставлять полученные данные с результатами других диагностических методик.

Возможности практического применения методики

Методика "Последовательность событий" широко применяется в различных областях:

В образовании:

- Диагностика интеллектуального развития ребенка перед поступлением в школу

- Мониторинг динамики когнитивных способностей в процессе обучения

- Выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе

В медицине:

- Диагностика и дифференциальная диагностика при различных заболеваниях нервной системы

- Оценка динамики восстановления когнитивных функций при лечении

В психологии:

- Исследование особенностей мышления и речи в разных возрастных группах

- Изучение индивидуально-типологических различий

- Выявление и коррекция проблем интеллектуального и речевого развития

Достоинства методики

К достоинствам методики "Последовательность событий" можно отнести:

  • Простота и доступность процедуры тестирования для детей
  • Использование наглядного материала, интересного для ребенка
  • Возможность количественной и качественной оценки результатов
  • Широкий возрастной диапазон применения методики

Таким образом, этот метод позволяет получить объективные и информативные данные об особенностях когнитивной и речевой сферы ребенка.

Ограничения методики

В то же время, у методики "Последовательность событий" есть некоторые ограничения:

  • Результаты во многом зависят от квалификации психолога
  • Отсутствуют стандартизованные нормативы для разных возрастов
  • Требуется комплексное обследование ребенка с использованием других методик

Поэтому данную методику следует рассматривать как дополнительный инструмент в оценке интеллектуального и речевого развития.

Рекомендации по применению методики

Для эффективного использования методики "Последовательность событий" рекомендуется придерживаться следующих правил:

Подбор стимульного материала:

- Картинки должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

- Сюжеты должны быть понятны и интересны детям.

- Желательно использовать несколько серий картинок разной сложности.

Проведение инструктажа:

- Инструкция должна быть краткой, четкой и понятной ребенку.

- При необходимости можно задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что задание понятно.

Организация процедуры тестирования:

- Создать спокойную, доброжелательную обстановку.

- Предоставить ребенку достаточно времени для выполнения задания.

- Вести подробный протокол действий и высказываний ребенка.

Анализ и интерпретация результатов:

- Сравнивать с возрастными нормами.

- Учитывать личностные особенности ребенка.

- Использовать комплексный подход с применением других методик.

Такой подход позволит максимально объективно оценить особенности когнитивного и речевого развития ребенка.

Пример проведения обследования с использованием методики

Рассмотрим конкретный пример проведения обследования с использованием методики "Последовательность событий":

  • Участник обследования. Мальчик Петя, 6 лет. Поступает в 1 класс в следующем году.
  • Цель обследования. Оценить уровень развития логического мышления и связной речи перед поступлением в школу.
  • Ход обследования. Пете предъявляется серия из 4 картинок на тему "Мама и дочка готовят обед". Картинки перепутаны. Петя раскладывает их в следующем порядке: 2, 4, 1, 3. Затем составляет по ним рассказ:

"Сначала мама и девочка пошли в магазин за продуктами. Потом они принесли продукты домой. Дома мама стала готовить суп, а девочка накрывала на стол. После того, как суп был готов, они сели обедать."

Результаты

Петя не смог самостоятельно выложить картинки в правильном порядке, но по наводящим вопросам смог это сделать. Его рассказ был связным и последовательным. Словарный запас и грамматическое оформление фраз соответствуют возрасту. Требуется дополнительная работа по развитию логического мышления.

Подведение итогов обследования

Таким образом, использование методики "Последовательность событий" позволило оценить актуальный уровень развития ребенка и выделить зону ближайшего развития, что необходимо учесть при подготовке Пети к школе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.