Производство автомобилей в России: тенденции и перспективы

Автомобильная промышленность - одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Каковы же тенденции и перспективы производства автомобилей в России? Давайте проследим основные вехи развития российского автопрома, оценим текущее состояние отрасли и попробуем заглянуть в ее будущее.

История развития автомобилестроения в России

Первые попытки наладить производство автомобилей в России относятся к концу XIX века. В 1896 году инженер Е.А. Яковлев продемонстрировал свой четырехколесный автомобиль на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже был представлен грузовик российского изобретателя Бориса Луцкого. Однако промышленный выпуск автомобилей в дореволюционной России так и не был налажен.

Началом советского автомобилестроения можно считать 1924 год, когда завод АМО выпустил первые советские автомобили АМО-Ф-15. В 1930-х годах в СССР были построены крупные автомобильные заводы, такие как ГАЗ, ЗИС, ЯГАЗ, КИМ. К 1938 году СССР вышел на первое место в Европе по производству грузовиков.

В годы Великой Отечественной войны часть автозаводов была эвакуирована на восток, где на их базе возникли УралЗИС (УАЗ) и УльЗИС. Также наладили сборку автомобилей из импортных машинокомплектов по ленд-лизу.

В послевоенные десятилетия автопром СССР развивался экстенсивно, основной упор делался на производство грузовиков. Строительство ВАЗа в 1970-х положило начало массовому выпуску легковых автомобилей. К 1980-м СССР вошел в пятерку крупнейших автопроизводителей мира.

Однако уже в 1980-е годы начали проявляться признаки кризиса: застой в производстве легковых авто, низкое качество, дефицит запчастей. После распада СССР российский автопром попал в глубокий спад, выпуск автомобилей в 1990-х упал в несколько раз.

Современное состояние автопрома в России

В настоящее время крупнейшими российскими автопроизводителями являются АвтоВАЗ (21% рынка), ГАЗ (7%), КамАЗ, УАЗ и др. В 2008 году в России было произведено 1,8 млн автомобилей, из них 1,5 млн легковых и 0,3 млн грузовых.

Объем производства автомобилей в России резко упал во время кризиса 2008-2009 годов, а затем восстановился. Однако доля отечественных марок на рынке снижается из-за роста присутствия иностранных концернов.

Экспорт российских автомобилей пока невелик - около 130 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей в год на сумму $1,7 млрд. Перспективы увеличения экспорта связаны с повышением конкурентоспособности продукции российского автопрома.

Новые вызовы перед отраслью ставят пандемия COVID-19, сбои в цепочках поставок, нехватка полупроводников. Это вынуждает производителей сокращать объемы выпуска автомобилей.

Инженер-автомобилестроитель фото

Локализация производства иностранных марок

С приходом иностранных инвестиций в 2000-х годах в России началось активное строительство новых автозаводов под брендами global automakers. Уровень локализации на разных предприятиях существенно варьируется.

Минимальная локализация подразумевает только сборку из импортных комплектующих. Более глубокая локализация включает сварку и окраску корпусов, производство пластиковых деталей, сборку двигателей и трансмиссии.

Дальнейшее углубление локализации и импортозамещение связано с производством узлов, агрегатов, комплектующих, что повышает добавленную стоимость в России.

Правительство стимулирует автоконцерны наращивать локализацию через специнвестконтракты, требующие локализации НИОКР, производства двигателей и коробок в России.

Производство автомобилей в России: тенденции и перспективы

Объем производства автомобилей в России в 2008 году составил 1,8 млн штук, из них 1,5 млн - легковых автомобилей.

Достигнутый на данный момент объем производства позволяет России входить в десятку крупнейших автопроизводителей мира. Однако перед отраслью стоит задача качественного роста и повышения конкурентоспособности продукции.

Локализация производства иностранных марок

Продолжим разговор о локализации производства иностранных автомобильных брендов в России.

Испытательный полигон

Примеры локализации разных автоконцернов

Рассмотрим примеры того, какие именно операции локализовали в России различные автопроизводители.

  • Концерн Volkswagen локализовал в России сварку и окраску кузовов, сборку двигателей и коробок передач.
  • Завод Toyota в Санкт-Петербурге наладил производство пластиковых деталей интерьера и систем кондиционирования.
  • Альянс Renault-Nissan локализовал в Тольятти инженерный центр и производство новой модели LADA Vesta.

Как видно из примеров, глубина локализации может существенно отличаться даже у крупных международных игроков.

Преимущества глубокой локализации

Чем глубже локализация, тем выше ее потенциальные преимущества:

  • Снижение логистических издержек и таможенных пошлин
  • Сокращение рисков от колебаний валютных курсов
  • Повышение оперативности реагирования на изменение спроса
  • Рост занятости и развитие смежных отраслей производства комплектующих

Поэтому углубление локализации выгодно как автопроизводителям, так и экономике России в целом.

Барьеры для локализации

Однако существуют и определенные барьеры, препятствующие более глубокой локализации:

  • Высокие первоначальные инвестиции в производственные мощности и оборудование
  • Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров
  • Недостаточное качество комплектующих российского производства
  • Риск утечки интеллектуальной собственности и ноу-хау

Преодоление этих барьеров - важная задача как для государства, так и для самих автопроизводителей.

Развитие производства автокомпонентов

Рассмотрим теперь состояние и перспективы развития в России производства автокомпонентов - одного из ключевых факторов успешной локализации.

Текущая ситуация

В настоящее время в России производятся такие важные комплектующие, как двигатели, коробки передач, шины, пластиковые детали, аккумуляторы. Однако их доля в общем объеме конечной продукции пока невелика.

Перспективные направления

Приоритетными направлениями развития производства автокомпонентов в России могут стать:

  • Электронные системы управления двигателем и коробкой передач
  • Датчики и автомобильная электроника
  • Системы пассивной безопасности (подушки, ремни)
  • Системы освещения и сигнализации

Развитие этих направлений позволит значительно повысить долю российских комплектующих и узлов в конечной стоимости автомобиля.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.