Автомобильная промышленность - одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Каковы же тенденции и перспективы производства автомобилей в России? Давайте проследим основные вехи развития российского автопрома, оценим текущее состояние отрасли и попробуем заглянуть в ее будущее.
История развития автомобилестроения в России
Первые попытки наладить производство автомобилей в России относятся к концу XIX века. В 1896 году инженер Е.А. Яковлев продемонстрировал свой четырехколесный автомобиль на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже был представлен грузовик российского изобретателя Бориса Луцкого. Однако промышленный выпуск автомобилей в дореволюционной России так и не был налажен.
Началом советского автомобилестроения можно считать 1924 год, когда завод АМО выпустил первые советские автомобили АМО-Ф-15. В 1930-х годах в СССР были построены крупные автомобильные заводы, такие как ГАЗ, ЗИС, ЯГАЗ, КИМ. К 1938 году СССР вышел на первое место в Европе по производству грузовиков.
В годы Великой Отечественной войны часть автозаводов была эвакуирована на восток, где на их базе возникли УралЗИС (УАЗ) и УльЗИС. Также наладили сборку автомобилей из импортных машинокомплектов по ленд-лизу.
В послевоенные десятилетия автопром СССР развивался экстенсивно, основной упор делался на производство грузовиков. Строительство ВАЗа в 1970-х положило начало массовому выпуску легковых автомобилей. К 1980-м СССР вошел в пятерку крупнейших автопроизводителей мира.
Однако уже в 1980-е годы начали проявляться признаки кризиса: застой в производстве легковых авто, низкое качество, дефицит запчастей. После распада СССР российский автопром попал в глубокий спад, выпуск автомобилей в 1990-х упал в несколько раз.
Современное состояние автопрома в России
В настоящее время крупнейшими российскими автопроизводителями являются АвтоВАЗ (21% рынка), ГАЗ (7%), КамАЗ, УАЗ и др. В 2008 году в России было произведено 1,8 млн автомобилей, из них 1,5 млн легковых и 0,3 млн грузовых.
Объем производства автомобилей в России резко упал во время кризиса 2008-2009 годов, а затем восстановился. Однако доля отечественных марок на рынке снижается из-за роста присутствия иностранных концернов.
Экспорт российских автомобилей пока невелик - около 130 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей в год на сумму $1,7 млрд. Перспективы увеличения экспорта связаны с повышением конкурентоспособности продукции российского автопрома.
Новые вызовы перед отраслью ставят пандемия COVID-19, сбои в цепочках поставок, нехватка полупроводников. Это вынуждает производителей сокращать объемы выпуска автомобилей.
Локализация производства иностранных марок
С приходом иностранных инвестиций в 2000-х годах в России началось активное строительство новых автозаводов под брендами global automakers. Уровень локализации на разных предприятиях существенно варьируется.
Минимальная локализация подразумевает только сборку из импортных комплектующих. Более глубокая локализация включает сварку и окраску корпусов, производство пластиковых деталей, сборку двигателей и трансмиссии.
Дальнейшее углубление локализации и импортозамещение связано с производством узлов, агрегатов, комплектующих, что повышает добавленную стоимость в России.
Правительство стимулирует автоконцерны наращивать локализацию через специнвестконтракты, требующие локализации НИОКР, производства двигателей и коробок в России.
Производство автомобилей в России: тенденции и перспективы
Объем производства автомобилей в России в 2008 году составил 1,8 млн штук, из них 1,5 млн - легковых автомобилей.
Достигнутый на данный момент объем производства позволяет России входить в десятку крупнейших автопроизводителей мира. Однако перед отраслью стоит задача качественного роста и повышения конкурентоспособности продукции.
Локализация производства иностранных марок
Продолжим разговор о локализации производства иностранных автомобильных брендов в России.
Примеры локализации разных автоконцернов
Рассмотрим примеры того, какие именно операции локализовали в России различные автопроизводители.
- Концерн Volkswagen локализовал в России сварку и окраску кузовов, сборку двигателей и коробок передач.
- Завод Toyota в Санкт-Петербурге наладил производство пластиковых деталей интерьера и систем кондиционирования.
- Альянс Renault-Nissan локализовал в Тольятти инженерный центр и производство новой модели LADA Vesta.
Как видно из примеров, глубина локализации может существенно отличаться даже у крупных международных игроков.
Преимущества глубокой локализации
Чем глубже локализация, тем выше ее потенциальные преимущества:
- Снижение логистических издержек и таможенных пошлин
- Сокращение рисков от колебаний валютных курсов
- Повышение оперативности реагирования на изменение спроса
- Рост занятости и развитие смежных отраслей производства комплектующих
Поэтому углубление локализации выгодно как автопроизводителям, так и экономике России в целом.
Барьеры для локализации
Однако существуют и определенные барьеры, препятствующие более глубокой локализации:
- Высокие первоначальные инвестиции в производственные мощности и оборудование
- Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров
- Недостаточное качество комплектующих российского производства
- Риск утечки интеллектуальной собственности и ноу-хау
Преодоление этих барьеров - важная задача как для государства, так и для самих автопроизводителей.
Развитие производства автокомпонентов
Рассмотрим теперь состояние и перспективы развития в России производства автокомпонентов - одного из ключевых факторов успешной локализации.
Текущая ситуация
В настоящее время в России производятся такие важные комплектующие, как двигатели, коробки передач, шины, пластиковые детали, аккумуляторы. Однако их доля в общем объеме конечной продукции пока невелика.
Перспективные направления
Приоритетными направлениями развития производства автокомпонентов в России могут стать:
- Электронные системы управления двигателем и коробкой передач
- Датчики и автомобильная электроника
- Системы пассивной безопасности (подушки, ремни)
- Системы освещения и сигнализации
Развитие этих направлений позволит значительно повысить долю российских комплектующих и узлов в конечной стоимости автомобиля.