Авиационная промышленность России: роль авиазаводов в развитии

Авиационная промышленность - важнейшая отрасль экономики любой развитой страны. От уровня ее развития зависит обороноспособность государства, а также возможности для пассажирских и грузовых авиаперевозок. Какова роль российских авиазаводов в развитии отечественного авиапрома?

История становления авиастроения в России

Первые авиационные предприятия в России появились в 1909-1911 годах - это были небольшие частные заводы и мастерские, выпускавшие опытные образцы самолетов. К 1917 году в стране насчитывалось уже 15 самолетостроительных и 6 моторостроительных предприятий, однако отрасль в целом была развита слабо.

Настоящий расцвет авиастроения в России пришелся на советский период. Были построены крупные авиазаводы, созданы конструкторские бюро. В СССР создавались уникальные образцы авиатехники - первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144, самый грузоподъемный транспортный вертолет Ми-26.

После 1991 года российская авиационная промышленность переживала кризис. Многие заводы пришли в упадок. Однако в 2000-х годах началось постепенное восстановление отрасли при поддержке государства.

Структура российской авиационной промышленности

Основные активы российского авиапрома сконцентрированы в двух крупных холдингах:

  • Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) - объединяет самолетостроительные предприятия
  • Оборонпром - в него входят вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия

Эти компании включают 214 предприятий и организаций авиапрома, в том числе 103 промышленных предприятия и 102 НИИ и ОКБ. Численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек.

Крупнейшие научные центры:

  1. Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского
  2. Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
  3. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов и др.

Значительная часть авиапредприятий сосредоточена в Московском регионе, однако есть крупные авиазаводы и в других областях России - например, в Иркутске, Ростове, Комсомольске-на-Амуре.

Инженер и самолет

Продукция ведущих авиационных заводов России

Российские авиазаводы выпускают широкую линейку продукции:

  • Боевые самолеты - истребители, бомбардировщики, штурмовики
  • Пассажирские и транспортные самолеты
  • Вертолеты гражданского и военного назначения
  • Авиадвигатели, бортовые системы, комплектующие

Продукция ведущих авиационных заводов России

Среди наиболее известных российских разработок:

  • Истребители Су-27, МиГ-29, Су-35
  • Пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100
  • Военно-транспортный самолет Ил-76
  • Транспортные вертолеты Ми-8, Ми-26
  • Пассажирский вертолет «Ансат»
Сборка самолетов

Крупные авиазаводы России

К числу крупнейших и наиболее значимых авиационных заводов России можно отнести:

  1. Иркут (Иркутск)
  2. Роствертол (Ростов-на-Дону)
  3. Корпорация МиГ (Москва)
  4. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод
  5. Казанский вертолетный завод
  6. Улан-Удэнский авиационный завод
  7. Воронежское акционерное самолетостроительное общество
  8. Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина
  9. Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»
  10. Уфимское моторостроительное производственное объединение

Таким образом, сколько авиазаводов в России - по оценкам экспертов, в стране насчитывается порядка 50 крупных и средних предприятий авиастроения. Географически они размещены в различных регионах.

География российских авиазаводов

Список авиазаводов России показывает, что большинство крупных предприятий отрасли расположено в европейской части страны. Основными «авиационными» регионами являются:

  • Московская область
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область
  • Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Уфа)
  • Юг России (Ростов-на-Дону, Воронеж)
  • Урал (Екатеринбург, Пермь)

В Сибири и на Дальнем Востоке также функционируют крупные авиазаводы - например, в Новосибирске, Омске, Комсомольске-на-Амуре, Иркутске.

История создания российских авиазаводов

Авиазаводы России список год постройки демонстрирует поэтапное развитие отрасли авиастроения в нашей стране на протяжении XX века.

Первые авиазаводы России были основаны еще до 1917 года. В советский период шло активное строительство новых промышленных гигантов авиапрома по всей территории страны. Многие из них, в том числе расположенные на Украине, функционируют и сегодня.

Кадры и трудоустройство

Работа на предприятиях авиационной промышленности требует высокой квалификации. Вакансии авиазаводов России представлены прежде всего для инженерных и рабочих специальностей - токарей, фрезеровщиков, слесарей, сварщиков.

Наиболее востребованы сегодня профессии, связанные с новыми технологиями - IT-специалисты, программисты, системные инженеры. Также есть запрос на управленческие кадры и экономистов.

Перспективы развития российских авиазаводов

Несмотря на текущие трудности, авиастроение было и остается одной из наиболее важных и перспективных отраслей промышленности России. У российских авиазаводов большой потенциал наращивания выпуска высокотехнологичной авиационной техники.

Модернизация производства

Для сохранения конкурентоспособности российские авиазаводы активно модернизируют производство. Внедряются новые технологии, закупается современное высокоточное оборудование.

Например, на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе запущены в эксплуатацию высокопроизводительные обрабатывающие центры японской компании Makino. Это позволит нарастить выпуск самолетов нового поколения.

Кооперация с зарубежными партнерами

Ряд российских авиазаводов развивает международную кооперацию, что дает доступ к передовым технологиям и расширяет рынки сбыта.

Например, Иркутский авиационный завод совместно с индийской корпорацией HAL производит истребитель Су-30МКИ для поставок ВВС Индии. Также налажено взаимодействие с Китаем по созданию широкофюзеляжного гражданского самолета CR929.

Государственная поддержка отрасли

Развитие авиастроения является одним из приоритетов государственной политики России. Отрасль получает солидную финансовую поддержку из федерального бюджета.

Реализуется стратегия развития авиапрома до 2030 года, предусматривающая увеличение производства гражданской авиатехники. К 2025 году планируется поставить авиакомпаниям более 170 новых самолетов российского производства.

Подготовка инженерных кадров

Для обеспечения авиастроительной отрасли высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами развивается система профильного профессионального образования.

Создаются специализированные учебные заведения, которые готовят специалистов под конкретные запросы предприятий. Например, Казанский авиационный колледж имени П.В. Дементьева целенаправленно обучает кадры для Казанского вертолетного завода.

Перспективные разработки

Российские конструкторские бюро продолжают разработки перспективных образцов авиатехники, призванных обеспечить технологическое лидерство отечественного авиапрома на мировом рынке.

В частности, ведутся работы над многофункциональным истребителем поколения 4++ Су-57, широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом Ил-96-400М, перспективным скоростным вертолетом. Ряд проектов реализуется в кооперации с зарубежными партнерами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.