Легендарная "девятка" по праву считается одним из самых узнаваемых автомобилей в истории отечественного автопрома. Однако высокий расход топлива часто портит впечатление от владения этой машиной. Давайте разберемся, откуда берутся "аппетиты" ВАЗ 2109 и как научить "классику" экономить топливо.
История создания ВАЗ 2109 и особенности модели
ВАЗ 2109 появился на свет в 1987 году как преемник знаменитого ВАЗ-2108. Отличие новой модели заключалось в том, что это был уже пятидверный хетчбек вместо трехдверного кузова "восьмерки".
Технически ВАЗ 2109 унаследовал многие черты своего предшественника. Это переднеприводный автомобиль с продольным расположением двигателя. Подвеска спереди независимая, пружинная, сзади - зависимая, на продольных рычагах. Кузов сварной из стальных панелей.
На машину изначально ставили карбюраторные двигатели рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21091), 1,3 л (ВАЗ-21093) и 1,5 л (ВАЗ-21099). Мощность варьировалась от 60 до 83 лошадиных сил. Коробка передач - 4-ступенчатая механическая.
ВАЗ 2109 пользовался большой популярностью в СССР и России благодаря просторному салону, вместительному багажнику и относительно низкой цене. Всего с конвейера сошло около 1 миллиона автомобилей этой модели.
Официальные данные о расходе топлива ВАЗ 2109
Согласно данным автозавода, ВАЗ 2109 имел следующие нормы расхода топлива:
- ВАЗ-21091 (1,1 л) - 7,5-8,5 л/100 км в городе, 5,5 л/100 км на трассе
- ВАЗ-21093 (1,3 л) - 8-9 л/100 км в городе, 5,5-6 л/100 км на трассе
- ВАЗ-21099 (1,5 л) - 9-10 л/100 км в городе, 6-6,5 л/100 км на трассе
Эти показатели были довольно высокими по сравнению с другими отечественными моделями того времени. К примеру, ЗАЗ-968М потреблял всего 6 л/100 км в смешанном цикле.
По мере модернизации производства нормы расхода топлива ВАЗ 2109 несколько снижались, но оставались довольно высокими для своего класса автомобилей.
Реальный расход топлива ВАЗ 2109 - данные автовладельцев
Согласно отзывам автовладельцев, реальный расход топлива ВАЗ 2109 часто превышал официальные нормы. В среднем показатели были следующие:
- городской цикл - 9-12 литров на 100 км;
- загородный цикл - 7-8 литров на 100 км;
- смешанный цикл - 8-10 литров на 100 км.
При этом в условиях плохих дорог, а также при использовании автомобиля с прицепом расход топлива мог увеличиваться до 15 литров и более.
На уровень реального расхода сильно влияли техническое состояние автомобиля, качество топлива, а также стиль вождения. Аккуратные водители в идеальных условиях могли приближаться к нормам завода-изготовителя.
Причины повышенного расхода топлива ВАЗ 2109
Почему же ВАЗ 2109 "пил" больше топлива, чем заявлял завод? Эксперты называют несколько причин:
- Высокий вес кузова из-за применения стальных панелей;
- Неэкономичные карбюраторные двигатели устаревшей конструкции;
- Частые технические неисправности, влияющие на расход топлива;
- Низкое качество бензина, особенно в 1990-е годы.
Типичными проблемами, приводящими к перерасходу, были: загрязненные форсунки карбюратора, неправильные зазоры в клапанах, проблемы с компрессией и многое другое.
Кроме того, стиль вождения играл большую роль. Резкие разгоны и торможения, превышение скорости сильно увеличивали "аппетит" автомобиля.
Способы снижения расхода топлива ВАЗ 2109
Как же можно было научить ВАЗ 2109 экономить топливо? Вот несколько эффективных способов:
- Регулярно чистить и регулировать карбюратор, менять форсунки;
- Проверять компрессию в цилиндрах и регулировать зазоры в клапанах;
- Использовать качественный бензин АИ-95 и присадки;
- Поддерживать оптимальное давление в шинах;
- Избегать резких разгонов, лишнего груза в салоне.
Грамотная регулировка узлов двигателя в сочетании с плавным стилем вождения позволяла в лучшем случае приблизиться к заводским нормам расхода топлива.
Однако из-за конструктивных недостатков ВАЗ 2109 так и оставался довольно "прожорливой" машиной по сравнению с более современными моделями.
Мнение экспертов о проблеме расхода топлива ВАЗ 2109
Механики и автомобильные эксперты также неоднократно высказывались по поводу "прожорливости" ВАЗ 2109.
По их мнению, одним из ключевых моментов для оптимизации расхода топлива является грамотный выбор запчастей. Например, установка форсунок повышенного качества и производительности для инжектора может дать ощутимую экономию.
Среди альтернативных способов снижения расхода называли установку газобаллонного оборудования и перевод автомобиля на газ, однако это требует вложений и не всегда оправдано.
Истории экономичных ВАЗ 2109 - примеры из жизни
Несмотря на конструктивные недостатки, некоторым автовладельцам все же удавалось добиться впечатляющих показателей экономичности на ВАЗ 2109.
Один из примеров - замена изношенного карбюратора на более современную и производительную модель. Это позволило снизить средний расход с 10 литров до 8 литров на 100 км.
Другой случай - аккуратная езда и постоянный уход за автомобилем (регулировки, смазки, замена масел) привели к экономии в 1,5-2 литра на каждые 100 км.
Были примеры, когда после капитального тюнинга двигателя удавалось приблизить расход к нормам завода-изготовителя или даже превзойти их. Однако такие случаи единичны.
Как правильно выбрать экономичный ВАЗ 2109 - советы покупателям
Если вы все же решили приобрести ВАЗ 2109, есть несколько советов, как выбрать более экономичный вариант:
- Проверить VIN-номер, чтобы определить точную комплектацию;
- Оценить техническое состояние - сделать компрессию, проверить карбюратор;
- Прокатиться на тест-драйве и замерить реальный расход;
- Выбрать модификацию с рабочим объемом 1.1 или 1.3 литра;
- Заранее рассчитать расходы на топливо и запчасти.
Следуя этим простым рекомендациям, можно найти относительно неприхотливый вариант легендарной "девятки".
Переход ВАЗ 2109 на инжекторную систему питания
Одним из способов снизить расход топлива ВАЗ 2109 является перевод автомобиля с карбюратора на инжектор.
По отзывам тех, кто осуществил такой переход, расход топлива ВАЗ 2109 инжектор в среднем снижается на 1-2 литра на 100 км. Это связано с более точным дозированием топлива.
Однако установка инжектора требует проведения полномасштабных работ по переделке системы питания. Необходима замена блока управления, форсунок, топливного насоса и других элементов.
Поэтому такой вариант модернизации оправдан лишь при комплексном тюнинге автомобиля. Для рядового автолюбителя проще и дешевле оптимизировать карбюратор.