Зачастую руководители отечественных предприятий направляют все свои усилия на решение текущих задач и уделяют внимание только краткосрочному планированию. А вопросы построения планов на перспективу оказываются за пределами хозяйственной деятельности предприятия.
Сегодня считается достижением, если руководитель владеет такими управленческими инструментами, как «мозговой штурм», построение «дерева целей» и использование SWOT-анализа. Формирование системы стратегического планирования компании в современном функционировании является жизненной необходимостью. В связи с бесконечными изменениями внешней среды только оперативных мероприятий менеджмента, касающихся адаптации фирмы к современным реалиям, недостаточно.
Стратегия развития компании – это не просто алгоритм ведения бизнеса, а набор активов и инструментов, отягощенных обстоятельствами. Для усиления своих конкурентных позиций предприятию просто необходимо уделять внимание стратегии на будущее именно на профессиональном уровне.
Стратегия развития компании – разработка определенной методики, руководствуясь которой, в совокупности с формализованными процедурами, строится модель будущего компании. Обязательно должен быть предусмотрен и процесс перехода из действующего состояния фирмы к предполагаемой модели.
Весь комплекс мероприятий, касающихся разработки и внедрения стратегии развития бизнеса, условно может быть разбит на такие этапы:
- проведение анализа инвестиционной привлекательности отрасли, в которой компания функционирует;
- разработка сценария прогнозируемого развития этой же отрасли;
- прогнозирование изменения конъюнктуры спроса и предложения на внешних и внутренних рынках;
- проведение анализа прочности бизнеса (конкурентная позиция компании в отрасли);
- осуществление финансовой оценки стратегических альтернатив с последующим формированием будущего образа компании;
- формирование комплекса мероприятий по внедрению разработанной стратегии.
Разработка стратегии развития компании начинается с проведения анализа инвестиционной привлекательности в определенной отрасли. Осуществление данного процесса предусматривает выполнение двух этапов оценки:
- стадии развития конкуренции;
- уровня ее интенсивности.
Ключевое место в данном процессе отводится подробному изучению и определению источников конкурентной борьбы, а также оценке конкурентных сил. Для этого используется разработанная профессором М. Портером модель движущих сил конкуренции, которая показывает, что основное влияние на уровень интенсивности оказывают следующие факторы:
- вход в отрасль новых производителей;
- конкуренция внутри отраслей;
- оказание давления со стороны поставщиков на производителя и на покупателей со стороны производителя.
К немаловажным факторам может быть отнесена и государственная политика.
Стратегия развития компании не может быть качественно разработана без проведения анализа конкурентной позиции этого предприятия в отрасли. Для оценки конкурентной позиции в отрасли работы компании используется SWOT-анализ, благодаря которому может быть получена классификация факторов внутренней и внешней среды.
Именно с помощью данного инструмента может быть сформулирован основной перечень действий предприятия, направленных на усиление его позиции и дальнейшее развитие.
И, конечно же, стратегия развития компании имеет свой стержень, представленный комплексом работ по разработке мероприятий, направленных на усовершенствование работы компании с последующим ее развитием, при использовании огромной гаммы формализованных процедур. Обязательное условие эффективности данного этапа – реалистичный образ будущего предприятия.