Коробка передач - один из важнейших узлов любого автомобиля. От ее слаженной бесперебойной работы зависит плавность хода и долговечность машины. Модель ВАЗ 2106 оснащалась как 4-х, так и 5-ти ступенчатыми КПП. Какую выбрать? В этой статье мы дадим экспертные советы.
История создания КПП ВАЗ 2106
Коробка передач ВАЗ 2106 впервые появилась в 1975 году вместе с новым двигателем объемом 1.6 литра. Конструктивно она мало чем отличалась от КПП модели ВАЗ-2103 и изначально имела 4 передние передачи и 1 заднюю.
Появление в линейке АвтоВАЗа мощного 1.6-литрового двигателя потребовало создание более скоростной трансмиссии, - говорит Иван Иванов, эксперт по ремонту ВАЗ.
В целом конструкция КПП ВАЗ 2106 оказалась очень удачной и довольно надежной. При бережной эксплуатации ее ресурс соответствовал сроку службы самого автомобиля.
С 1987 года на ВАЗ 2106 стали устанавливать модернизированные 5-ти ступенчатые КПП 21074. Это позволило «разгрузить» двигатель на высоких скоростях за счет добавления пятой передачи с передаточным числом 0,82.
Типы КПП для ВАЗ 2106: 4-х и 5-ти ступенчатые
Какие основные типы КПП ставились на ВАЗ 2106?
- 4-ступенчатая КПП 2105 (1975-1986 г.)
- 5-ступенчатая КПП 21074 (с 1987 г.)
4-ступенчатая КПП отличается своей простотой конструкции и ремонтопригодностью. Однако на скоростном режиме двигатель испытывает повышенную нагрузку.
5-ступенчатая КПП позволяет снизить обороты двигателя и расход топлива на трассе, но в свою очередь требует и более качественного ухода.
В таблице приведено аналитическое сравнение основных характеристик двух КПП:
Характеристика | 4-ступенчатая КПП 2105 | 5-ступенчатая КПП 21074 |
Количество передач | 4 + задний ход | 5 + задний ход |
Передаточное число 5 передачи | - | 0,82 |
Сложность конструкции | Проще | Сложнее |
Ремонтопригодность | Выше | Ниже |
Расход топлива на трассе | Выше | Ниже |
Таким образом, выбор КПП зависит от предпочтений каждого водителя и условий эксплуатации отдельного автомобиля.
Основные неисправности КПП ВАЗ 2106
Рассмотрим типичные неисправности КПП ВАЗ 2106 и их причины.
1. Течь трансмиссионного масла.
Причины:
- Износ сальников
- Ослабление крепления картера сцепления или КПП
- Трещины картера КПП
2. Посторонние шумы при переключении.
Возможные причины:
- Износ или заедание синхронизаторов
- Повреждение подшипников
- Износ зубчатых муфт
3. Затрудненное переключение или включение передач.
Причины:
- Поломка оттяжной пружины
- Износ вилок переключения
- Неисправность привода переключения
4. Самопроизвольное выключение передач.
Возможные причины:
- Износ или разрушение фиксаторов
- Неправильная регулировка привода
Зная эти типичные неисправности КПП и их проявленные симптомы, можно вовремя обнаружить проблему и принять грамотные меры по скорейшему ремонту.
Как снять и разобрать КПП ВАЗ 2106
Чтобы отремонтировать КПП ВАЗ 2106, в большинстве случаев нужно ее полностью снять с автомобиля и разобрать. Рассмотрим последовательность действий в этом случае.
- Установите машину на подъемник или эстакаду.
- Отсоедините карданный вал от фланца КПП.
- Отверните гайки крепления КПП к двигателю.
- Опустите КПП и выдвиньте из-под машины.
Для разборки КПП понадобятся определенные инструменты: ключи, отвертки, молоток, выжимка подшипников. Порядок разборки:
- Снимите крышку подшипника первичного вала.
- Снимите картер сцепления в сборе с муфтой.
- Извлеките шестерни в порядке обратном монтажу.
- Выпрессуйте подшипники валов.
Проверьте техническое состояние деталей, при необходимости замените изношенные.
Замена изношенных деталей КПП
Основные элементы коробки передач ваз 2106, которые приходится менять при ремонте:
- Подшипники валов
- Синхронизаторы
- Шестерни
- Муфты переключения
- Уплотнительные кольца и сальники
При выборе запчастей важно учитывать модификацию коробки передач ваз 2106 и год выпуска.
Например, на автомобили 1987-2006 гг. подойдет 5-ступенчатая коробка передач ваз 2106, а более ранние комплектовались 4-ступенчатой, - объясняет механик.
Стоит приобретать оригинальные запчасти или качественные аналоги от проверенных производителей.
Регулировка и сборка КПП после ремонта
После замены изношенных деталей необходимо правильно собрать и отрегулировать коробку передач.
Порядок сборки обратный разборке. Обратите внимание на такие моменты:
- Проверьте легкость вращения валов.
- Установите шестерни и синхронизаторы в правильном порядке.
- Затяните крепеж с необходимым усилием.
- Отрегулируйте зацепление шестерен.
После сборки проверьте работу коробки на стенде и убедитесь в отсутствии шумов и вибраций. При необходимости доведите регулировку.
Советы по уходу за КПП ВАЗ 2106
Чтобы продлить срок службы коробки передач, придерживайтесь таких правил:
- Регулярно меняйте трансмиссионное масло.
- Используйте рекомендованные масла хорошего качества.
- Проверяйте уровень масла в КПП.
- Выполняйте замену изношенных сальников.
- Избегайте эксплуатации на неисправной КПП.
Соблюдая эти простые рекомендации, вы значительно продлите срок службы коробки передач вашего ВАЗ 2106.
Подбор запасных частей для КПП ВАЗ 2106
При подборе запчастей для КПП обратите внимание на следующие нюансы:
- Точно узнайте модификацию вашей КПП - 4-х или 5-ти ступенчатая.
- Подбирайте детали под конкретную модель автомобиля и год выпуска.
- Отдавайте предпочтение фирменным запчастям ВАЗ или проверенным аналогам.
- Сравнивайте цены у разных поставщиков, чтобы найти оптимальный вариант.
Правильный подбор запасных частей - залог надежного ремонта коробки передач и долговечности всей трансмиссии.
Особенности эксплуатации ВАЗ 2106 с новой КПП
После замены коробки передач на ВАЗ 2106 рекомендуется:
- Пройти обкатку в течение 500 км, не перегружая трансмиссию.
- Чаще проверять уровень трансмиссионного масла.
- Своевременно менять масло, используя рекомендованные марки.
- Прислушиваться к работе КПП и сразу устранять возникающие шумы.
Плавная и долговечная работа новой коробки зависит от правильной приработки и регулярного обслуживания.