Рулевая рейка ВАЗ 2112: причины неисправности, диагностика, инструмент и расходные материалы

Рулевая рейка - один из ключевых элементов рулевого управления автомобиля. От ее технического состояния напрямую зависит управляемость и безопасность движения. В данной статье мы разберем типичные неисправности рулевой рейки на автомобилях ВАЗ 2112, рассмотрим способы их диагностики и возможности ремонта своими руками.

Конструкция рулевой рейки ВАЗ 2112

Рулевая рейка представляет собой механическое устройство, преобразующее вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевых тяг, что в свою очередь обеспечивает поворот управляемых колес автомобиля. Рулевой механизм состоит из следующих основных узлов:

  • Корпус
  • Зубчатая рейка
  • Карданный вал (шестерня)
  • Подшипники
  • Регулировочные пружины и фиксаторы

Корпус рулевой рейки изготавливается методом литья из высокопрочного алюминиевого сплава. Зубчатая рейка и карданный вал выполнены из легированной инструментальной стали. Для снижения трения применяются подшипники качения, а уплотнение вала осуществляется с помощью манжет.

Рулевые рейки и комплектующие для ВАЗ 2110, 2111, 2112 Заводские изделия поставляются с гарантией производителя.

Сборка рулевого механизма осуществляется методом селективной сборки , при которой происходит индивидуальный подбор рейки и валика в каждый конкретный корпус. Это позволяет добиться оптимальных зазоров и обеспечить высокую долговечность конструкции.

Типичные неисправности

За время эксплуатации в рулевой рейке автомобилей ВАЗ 2112 могут возникнуть следующие дефекты:

  1. Износ зубчатой пары рейка-валик
  2. Заедание и появление люфтов в подшипниках
  3. Ослабление крепежных соединений корпуса
  4. Нарушение регулировки усилия и хода

Причины этих неисправностей могут быть самые разные: производственный брак, некачественная сборка, нарушение правил эксплуатации, выработка ресурса, ДТП и т.д.

Отдельно стоит отметить характерный дефект рулевых реек ВАЗ 2112 - усадку тарельчатых пружин, вызывающую появление люфта и внутренних стуков.

Боковой вид рулевой рейки автомобиля с видимым износом

Поиск и диагностика неисправностей

При подозрении на неполадки в работе рулевого управления, в первую очередь следует проверить состояние рулевой рейки. Это можно сделать самостоятельно, не прибегая к помощи диагностического оборудования.

Визуальный осмотр

Необходимо осмотреть корпус рулевой рейки и все присоединенные к ней детали на наличие трещин, сколов, следов утечек рабочих жидкостей. Также проверить надежность крепежа.

Руки механика делают регулировку рулевой рейки

Проверка люфтов

Выполняется на ровной горизонтальной площадке при неработающем двигателе. Проворачивая руль в крайние положения, рывками за рулевое колесо проверить наличие люфтов и посторонних стуков.

Люфт отсутствует Есть люфт или стук
Рулевая рейка исправна Требуется ремонт или замена рейки

Аналогичную процедуру проделать для рулевых тяг в шарнирных соединениях.

Оценка усилия на руле

Завести двигатель, прогреть до рабочей температуры и, поворачивая руль, оценить требуемое физическое усилие на рулевом колесе:

  • Норма - усилие умеренное на всем ходе поворота
  • Повышенное усилие - признак заедания подшипников или повреждения зубчатой пары
  • "Тугой" участок на определенном отрезке - заедание в данной точке
  • Пониженное усилие - провал в работе усилителя или масляного насоса

Проверив все вышеописанные параметры, можно сделать предварительный вывод о техническом состоянии рулевого механизма и определить дальнейшую стратегию - провести регулировку, ремонт или полную замену рулевой рейки.

Инструмент и расходные материалы

Для проведения работ по обслуживанию и ремонту рулевой рейки ВАЗ 2112 потребуется следующий инструмент:

  • Набор торцевых головок
  • Ключи рожковые на 10, 12, 14 мм
  • Отвертка крестовая
  • Молоток
  • Съемник рулевой рейки
  • Приспособление для стягивания карданного вала
  • Набор шлифовальной шкурки
  • Напильники

В качестве расходных материалов потребуются:

  • Смазка ЛИТОЛ-24
  • Ремкомплект сальников
  • Регулировочные шайбы
  • Стопорные кольца

При значительном износе или повреждении может потребоваться замена отдельных деталей: вал шестерни, подшипники, резиновые уплотнители, пружины и т.д. В этом случае необходимо подобрать ремонтный комплект, содержащий требующиеся запчасти.

Для полноценного ремонта желательно иметь сварочный аппарат, например для восстановления кронштейнов крепления, а также набор слесарных инструментов.

Пошаговая инструкция замены рулевой рейки ВАЗ 2112

Если в результате диагностики выявлены серьезные неисправности, не подлежащие ремонту, придется устанавливать новую рулевую рейку. Рассмотрим пошаговую последовательность замены рулевого механизма.

  1. Снять переднее колесо для облегчения доступа. Очистить зону вокруг рулевой рейки от загрязнений.
  2. Ослабить крепеж рулевых тяг, отсоединить их от поворотных кулаков и зафиксировать в подвешенном состоянии.
  3. Отсоединить детали подвески переднего моста, вывески стабилизатора поперечной усточивости, ослабить крепеж насоса.
  4. Установить съемник и стяжное приспособление для фиксации карданного вала. Отсоединить вал от рулевой рейки.
  5. Открутить гайки крепления рейки к поперечине. При необходимости поддеть молотком или аккуратно простучать съемником.
  6. Снять старую рулевую рейку и осмотреть посадочные поверхности кронштейнов на поперечине.

Установка новой рулевой рейки ВАЗ 2112

Перед установкой рейки нужно подготовить места ее крепления, зачистить поверхности от заусенцев и ржавчины. Процесс монтажа выглядит следующим образом:

  1. Установить новую рулевую рейку на поперечину рамы и закрутить гайки крепления с рекомендованным моментом затяжки.
  2. Подсоединить карданный вал, установить фиксирующие элементы.
  3. Закрепить шланги и трубопроводы системы усилителя руля ("гур").
  4. Присоединить рулевые тяги к поворотным кулакам и затянуть их крепление.
  5. Прокачать систему усилителя руля, долить рабочую жидкость до нормы.

Проверка работы рулевой рейки ВАЗ 2112 после замены

Перед выездом на дорогу обязательно проверить работу новой рулевой рейки:

  • Завести двигатель, прогреть до рабочей температуры.
  • При работающем двигателе покачать рулевое колесо влево и вправо, оценивая легкость хода и отсутствие люфтов.
  • Проехать на автомобиле несколько километров по прямой, при этом руль должен удерживать заданное направление.
  • Выполнить несколько поворотов на невысокой скорости, отслеживая плавность хода без рывков и «закусываний».

Обнаруженные недостатки в работе устранить регулировкой или повторной установкой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество