Что роднит таких разношерстных людей, как Ганди, Гитлер, Ленин, Троцкий, Че Гевара, Юлия Тимошенко, Наполеон, Мартин Лютер Кинг? Несмотря на абсолютно разные характеры, мирные или воинственные планы, их слушали миллионы, они зажигали своими идеями, вдохновляли на борьбу, увлекали. О таких людях говорят, что у них – харизма лидера, хотя не все они жаждали славы и почестей вождя. За ними следовали приверженцы, они имели своих рьяных противников. Но слава бывает и сиюминутной, как мы видим по зажигающимся и гаснущим звездам шоу-бизнеса, а о подобных личностях помнят и много лет спустя после их смерти.
Харизма – это слово, пришедшее к нам из Библии. Апостол Павел говорит об истинных служителях Божьих как о людях, на которых снизошла благодать Божья, Святой Дух. И с греческого этот термин переводится именно как «благодать». Первоначально оно определяло христианина, достойного звания апостола Божьего, то есть того, кто живет по евангельским заповедям. Означало ли это в первые века распространения христианства, что за наделенным благодатью и святостью следуют толпы почитателей и у них есть фан-клубы, как у современных футбольных команд? Отнюдь. Но смущало ли это апостолов? Нисколько!
И тут мы обнаруживаем первое качество, присущее этой категории людей: уверенность и целеустремленность. «Не думайте, что скажете – Дух Божий будет говорить через вас» – так говорится в Писании. Харизматичный человек подобен пущенной стреле: он весь направлен на достижение цели, и этим своим упорством он заражает других. Он ни минуты не сомневается в праведности своих целей, в их благородности, и выказывает готовность идти до конца. Для колеблющегося, неуверенного характера такая личность – как маяк среди бушующего моря.
Одержимый своей идеей, харизматичный человек может ее красноречиво подать. Такие люди не бывают косноязычны, хотя существуют и хорошие ораторы, лишенные всякой харизмы. И, главное, идея, которую пламенный трибун провозглашает, может быть рождена вовсе не в его голове, а быть плодом размышлений мудрых (но не наделенных способностью убеждать) советников. Такие ораторы «цепляют» слушателей на эмоциональном, глубинном уровне. Они не морализаторствуют, не учат, они вдохновляют и заражают своим энтузиазмом. Находясь перед толпой, такие личности чувствуют свою аудиторию. Они могут быть популистами, но не идут на поводу у большинства: они просто разговаривают с людьми понятным им языком. И они не боятся озвучивать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым.
Харизматичный человек чувствует себя «в своей тарелке» в любой ситуации. Он не впадает в депрессию и растерянность от неожиданно возникающих проблем, и даже в случае неудачи не опускает руки. Он может честно признать свои ошибки, но тут же призвать других все равно идти за ним, поскольку он знает, куда идти. В экстремальных ситуациях такие личности сохраняют полное присутствие духа и принимают правильное решение. Они излучают полную уверенность, и это манит. В то же время харизматика от авторитарного лидера отличает то, что первый дает возможность проявиться другим. Он не говорит: «Смотреть и слушать!», но убеждает: «Пойдем к цели вместе!»
С тех пор, как социолог Макс Вебер применил термин «харизматичный человек» к политическим лидерам, появилось много тренинговых программ, обещающих вырастить «властителей дум» из вполне заурядных и даже застенчивых и некоммуникабельных личностей. Мы забыли прежнее значение слова «харизма» – «божий дар». Можно путем занятий и упражнений преодолеть застенчивость, развить навыки общения, научить держаться на людях. Однако истую одержимость, непоколебимую уверенность, умение поднимать в других эмоциональную волну и вести за собой к заветной цели можно получить лишь от природы или от Бога, как угодно.