Как найти равновесную цену: секреты и способы

Ценообразование - один из ключевых процессов в бизнесе. Установить оптимальную цену на товар или услугу, устраивающую как продавца, так и покупателя, бывает непросто. Давайте разберемся, что представляет собой понятие "равновесная цена" и как ее можно найти.

Понятие равновесной цены

Равновесная цена – это такая цена на товар, при которой спрос потребителей равен предложению производителей. Иными словами, это цена, устраивающая как покупателей, так и продавцов.

Равновесная цена на рынке отображает равенство между объемом спроса на конкретную продукцию и существующего в избранном сегменте предложения от производителей.

Основные функции равновесной цены:

  • Определяет точку безубыточности бизнеса
  • Помогает идентифицировать оптимальные объемы производства
  • Способствует сбалансированному ценообразованию

Удерживать равновесную цену на протяжении долгого времени сложно, так как на нее влияют изменения на рынке. Однако она может служить ориентиром как для бизнеса, так и для государственных органов.

Оживленный рынок на закате

На равновесную цену влияют две группы факторов:

  1. Спрос
  2. Предложение

Рассмотрим их подробнее.

Спрос и его детерминанты

На величину потребительского спроса влияют такие факторы:

  • Доходы и покупательская способность населения
  • Вкусы и предпочтения потребителей
  • Цены на товары-субституты
  • Численность потенциальных покупателей товара

Например, при прочих равных условиях, чем выше доходы населения, тем выше будет спрос на товар.

Женщина-продавец подсчитывает прибыль

Предложение и его детерминанты

Величина предложения зависит от таких факторов:

  • Стоимость ресурсов, необходимых для производства
  • Наличие технологий
  • Налогообложение
  • Число производителей на рынке

К примеру, снижение стоимости сырья и материалов может привести к росту предложения и снижению равновесной цены.

Существует несколько основных способов определения равновесной цены.

Анализ кривых спроса и предложения

Это наиболее наглядный графический метод. Строятся кривые, отражающие зависимость объемов спроса и предложения от цены. Точка их пересечения указывает на равновесную цену.

Расчет точки безубыточности

Определяется такая цена, при которой доходы от реализации покрывают издержки, то есть прибыль равна нулю. Это и есть один из вариантов равновесной цены, причем вариант самый популярный среди предпринимателей.

Метод проб и ошибок

Основан на экспериментальном подборе цены и отслеживании реакции рынка. К примеру, можно поочередно повышать или понижать цену на 5-10% и смотреть на динамику продаж. Оптимальное значение и будет приблизительной равновесной ценой.

Помимо перечисленных, используют и другие методы: экономико-математическое моделирование, анализ цен конкурентов и пр.

Кейс: пример определения равновесной цены

Рассмотрим пример определения равновесной цены на вымышленном рынке сотовых телефонов.

Компания производит смартфоны со средней себестоимостью 15 000 рублей за штуку. Чтобы определить оптимальную цену, был проведен анализ спроса и предложения в зависимости от цены:

Цена, руб. Объем спроса, шт. Объем предложения, шт.
10 000 500 000 100 000
15 000 200 000 250 000
20 000 50 000 300 000

Из таблицы видно, что при цене 15 000 рублей спрос и предложение уравновешиваются на уровне 200 000 штук. Следовательно, данная цена и является равновесной.

Таким образом, учитывая затраты на производство и ситуацию на рынке, компания может установить оптимальную цену, позволяющую максимизировать прибыль.

Кейс: пример определения равновесной цены (продолжение)

Допустим, через полгода после выведения смартфона на рынок по цене 15000 рублей, компания решила проанализировать ситуацию и при необходимости скорректировать цену.

Анализ изменения факторов спроса

За прошедшее время доходы целевой аудитории смартфона немного выросли. Однако на рынок вышли новые модели конкурентов с лучшими техническими характеристиками по цене 18000 рублей. Это может негативно сказаться на спросе.

Анализ изменения факторов предложения

Из-за удорожания комплектующих себестоимость выпускаемой модели выросла до 16000 рублей. Кроме того, компания частично модернизировала производство, что позволило нарастить максимальные объемы выпуска до 300000 штук в месяц.

Корректировка прогнозируемых показателей спроса и предложения

С учетом выявленных изменений факторов, был скорректирован прогноз спроса и предложения:

Цена, руб. Объем спроса, шт. Объем предложения, шт.
14000 300000 200000
16000 250000 250000
18000 200000 300000

Новая равновесная цена составляет 16000 рублей. То есть для максимизации прибыли компании имеет смысл поднять цену на 1000 рублей относительно первоначального значения.

Типичные ошибки при определении равновесной цены

Чтобы верно определить равновесную цену, важно избегать распространенных ошибок.

Неверный расчет издержек

Неполный учет издержек производства и реализации приводит к заниженной равновесной цене. В итоге прибыль оказывается ниже потенциально возможной.

Игнорирование эластичности спроса

Необходимо понимать, насколько чувствителен спрос к изменению цены. Иначе малейшее отклонение от равновесной цены приведет к резким негативным последствиям.

Типичные ошибки при определении равновесной цены

Неучет внешних факторов

На равновесную цену влияют внешние по отношению к компании факторы: конъюнктура рынка, покупательная способность аудитории, госрегулирование и др. Игнорирование этих факторов приводит к установлению неадекватной цены.

Использование устаревших данных

Как найти равновесную цену?

Спрос, предложение и прочие показатели динамичны. Равновесная цена, рассчитанная на основе старых данных, быстро утрачивает актуальность. Необходим регулярный мониторинг.

Рекомендации по определению и поддержанию равновесной цены

Чтобы верно рассчитать и удерживать оптимальную цену, полезно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Регулярно анализируйте рыночную ситуацию и отслеживайте факторы спроса и предложения
  2. Будьте готовы оперативно корректировать цены при изменении условий на рынке
  3. Периодически проводите контрольные эксперименты по небольшой корректировке цен и анализируйте реакцию рынка

Придерживаясь этих несложных правил и учитывая меняющиеся факторы, можно поддерживать цену на оптимальном для бизнеса уровне.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.