Болонская система была задумана в конце прошлого столетия как созвучный ответ на глобализацию в сфере образования. К тому времени в мире уже наметились предпосылки для создания единого финансового, экономического, а в Европе и политического пространства, поэтому назрела необходимость единства и в образовательной сфере.
Пестрота и раздробленность, которыми отличалась в то время система высшего образования, препятствовали единению одной из частей Старого света, а модель новой Европы предполагала беспрепятственное передвижение как рабочей силы, так и капитала и товаров, что, в свою очередь, требовало сравнимости и стандартности дипломов.
Вот почему и создавалась Болонская система, под которую были составлены и стандарты для высшего образования нового поколения, в частности, для двухуровневого обучения: в бакалавриате и в магистратуре.
Поступая в ВУЗ по такой системе, студент, проучившись один или два семестра в одной стране, сможет поехать продолжать обучение в другую, причем без ущерба для своего образования. Для этого нужна была обновленная европейская единая шкала зачетных единиц. И поэтому был введен единый стандарт: «кредиты», с помощью которых оценивается степень сложности предмета, а в приложении, выдаваемом вместе с дипломом, подробно описывается полученное им образование. Каждому году обучения соответствуют 60 кредитов.
Болонская система предполагает четкую унификацию всех студенческих документов, которые подтверждают качество и уровень усвоенных знаний. Именно эти меры смогут обеспечить занятость граждан Европы, получивших высшее образование, а также повысить их конкурентоспособность на международном уровне.
Установлено, что выпускники бакалавриата будут формировать основную массу работников в широкой области профессиональной деятельности, а магистратуры – интеллектуальную элиту, владеющую узкопрофильными знаниями конкретных профессий. Помимо этого, Болонская система позволяет комбинировать полученные знания. Например, студент может быть бакалавром по одной специальности, а степень магистра получать по другой, что положит конец практикующейся до недавнего времени системе платного получения второго образования.
Болонская система образования в России дала множество преимуществ, которые позитивно отразятся на национальном, индивидуальном и ВУЗовском уровнях. Сегодня наша страна, являясь полноценным членом процесса, уже может более активно влиять на европейское вузовское обучение.
Другой немаловажной выгодой, которую принесла с собой Болонская система, стала пропаганда русской культуры. Теперь намного большее число жителей Европы имеют возможность изучать русский язык, знакомиться с традициями российского высшего образования.
Без сомнения, вырос и престиж российских ВУЗов, которые теперь гарантированно направляют своих студентов на семестр или даже на целый учебный год на обучение в европейские ВУЗы-партнёры, увеличилась их привлекательность и для абитуриентов.
Направляя свой профессорско-преподавательский состав в зарубежные учреждения образования для преподавания, ВУЗы получили возможность реально повышать квалификацию своих педагогов.
Совсем скоро будет ощутимо повышено и качество владения нашими преподавателями или студентами иностранными языками, что откроет для них доступ к оригиналам, а не зарубежным переводным публикациям, причем не только к профессиональным, публицистическим и литературным.
Однако, подписав Болонскую декларацию 2003 года, наша страна задала российской науке уравнение, имеющее множество неизвестных. В первую очередь - это возможность сохранения традиций известной всему миру нашей фундаментальной науки, во-вторых, неизвестность, касающаяся непредусмотренных в болонской модели образования кандидатов наук, а также опасения о том, что новоявленные выпускники бакалавриата станут банальным заполнением ниш дефицитных сегодня рабочих специальностей.