Необычный автомобиль АЗЛК-2143 «Яуза», разработанный в конце 1980-х годов, остался лишь проектом из прошлого. Но эта модель могла кардинально изменить судьбу знаменитого советского бренда «Москвич».
Предпосылки создания «Яузы»
К началу 1990-х годов модели автомобилей, выпускаемые заводом АЗЛК, сильно устарели как в эстетическом плане, так и в вопросах технической оснащенности. Руководство завода пыталось модернизировать «Москвичи» предыдущих поколений, выпуская модификации с удлиненными или укороченными кузовами, измененными передними частями, даже с зарубежными двигателями. Однако стало понятно, что необходим переход к принципиально новой модели, которая могла бы конкурировать на рынке 1990-х годов.
Разработка дизайна АЗЛК-2143
К разработке дизайна будущего «Москвича» под индексом АЗЛК-2143 «Яуза» был привлечен опытный художник-конструктор М.А. Елбаев. Перед ним была поставлена задача придать автомобилю экстремальный, футуристический облик. Это должно было обеспечить высокий коэффициент аэродинамического сопротивления - одно из главных требований технического задания.
Идея «2-этажных стекол» не нравилась ему с самого начала. Но он, выполняя приказ Сорокина, уверенно разработал боковины и двери «Яузы».
Отсюда появился необычный «леденцовый» капот, узкое лобовое стекло и двухъярусное боковое остекление, разделенное мощным силовым брусом. Также рассматривались различные варианты оформления фар и задних фонарей.
Технические особенности «Яузы»
В основе «Москвича 2143» лежала хорошо отработанная платформа от моделей предыдущего поколения АЗЛК. Однако под капотом изначально планировалось использовать перспективные двигатели собственной разработки АЗЛК. Рассматривались бензиновые и дизельные варианты рабочим объемом 1,8 литра мощностью около 100 л.с.
Еще одно важное новшество - полный привод с автоматически подключаемой межосевой муфтой, обеспечивающей лучшую проходимость. При этом предусматривался и классический передний привод для более дешевых комплектаций.
- травмобезопасный руль
- электрические стеклоподъемники
- бортовой компьютер
В интерьере «Яузы» использовались оригинальные решения для того времени - овальные формы на панели приборов, центральная консоль развернута к водителю, вместе с рулем регулируется щиток с управлением стеклоподъемниками и аудиосистемой.
Создание опытного образца в 1991 году
К созданию опытного образца были привлечены лучшие инженеры и конструкторы АЗЛК. Однако на практике возникло немало сложностей с воплощением смелых идей в металле. Пришлось пойти на компромиссы - заменить планируемые овальные фары на серийные, отказаться от некоторых наворотов в интерьере.
Ряд узлов и агрегатов проходил обкатку на серийно выпускаемых автомобилях «Москвич». К примеру, тормозные механизмы и двигатель устанавливались на модель 2141 для испытаний в реальных условиях.
Год создания прототипа | 1991 |
Количество мест | 5 |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
В итоге в 1991 году был создан единственный полностью укомплектованный экземпляр АЗЛК-2143 «Яуза». Уникальный автомобиль обладал ярким и запоминающимся обликом, однако так и не пошел в серию.
Причины сворачивания проекта АЗЛК-2143
К сожалению, запуск серийного производства перспективной модели «Яуза» совпал по времени с распадом СССР и тяжелым экономическим кризисом. Рушились устоявшиеся хозяйственные связи между предприятиями, нарушились поставки многих комплектующих из других регионов страны.
Сам АЗЛК в начале 1990-х годов оказался в сложном финансовом положении и уже не мог себе позволить запуск принципиально новой модели, требующей больших вложений. Поэтому все работы по АЗЛК-2143 «Яуза» были свернуты, а единственный экземпляр отправился в заводской музей.
Судьба опытного образца «Яузы»
До середины 1990-х годов уникальный опытный Москвич 2143, фото которого публикуются в книгах об автолегендах ссср
, хранился в запасниках музея АЗЛК. Затем его на некоторое время доставали для демонстрации посетителям, как пример не реализованных амбициозных идей советских инженеров.
Судя по всему, именно благодаря идеям АЗЛК-2143 на свет появилась популярная ВАЗ-2110.
Действительно, решения, заложенные в дизайне и технических характеристиках «Яузы», повлияли на разработку некоторых последующих моделей отечественных автомобилей. Ходят также слухи о нескольких опытных экземплярах 2143 без остекления, созданных для краш-тестов.
Альтернативные варианты дизайна
Помимо экстравагантного варианта внешнего вида, реализованного в единственном опытном образце, рассматривались и более традиционные интерпретации дизайна АЗЛК-2143.
- Классический трехобъемный седан
- Лифтбэк со съемной крышей багажника
Возможно, именно такой более умеренный дизайн позволил бы наладить серийное производство модели в сложные 1990-е годы. Однако уникальность «Яузы» как раз и заключалась в радикально новом подходе, что, к сожалению, так и не было реализовано.
Потенциальное влияние на автопром СССР
Если бы серийное производство АЗЛК-2143 все же удалось наладить, эта модель могла оказать большое влияние на весь советский автопром. В условиях острой конкуренции с зарубежными брендами АЗЛК получил бы шанс вырваться вперед по уровню технологичности и дизайна.
Возможно, успех «Яузы» вдохновил бы и другие отечественные автозаводы на создание более современных и конкурентоспособных моделей. Кто знает, если бы не распад СССР, мы могли бы сегодня ездить на высокотехнологичных «Москвичах», «Запорожцах» и «Волгах» собственного производства!