ДМРВ - один из важнейших датчиков в работе современного автомобиля. От его исправности напрямую зависит правильное соотношение подачи топлива и воздуха в цилиндры двигателя. Со временем ДМРВ забивается отложениями и требует очистки. В этой статье вы узнаете, как самостоятельно промыть ДМРВ в домашних условиях и вернуть ему работоспособность.
Назначение и принцип работы ДМРВ
ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) - это прибор, который измеряет расход воздуха, поступающего в двигатель. Эти данные необходимы для расчета оптимального количества подаваемого топлива.
ДМРВ является глазами мотора, без которых невозможно эффективное сжигание топлива.
Принцип действия ДМРВ основан на измерении разрежения воздуха с помощью специального чувствительного элемента. Это может быть тонкая проволочка или пластинка, покрытая слоем благородного металла (чаще всего, платины).
При протекании воздуха через датчик на чувствительном элементе возникает разность потенциалов, которая преобразуется в электрический сигнал. Этот сигнал поступает в блок управления двигателем, где происходит вычисление необходимого количества топлива.
Таким образом, ДМРВ играет ключевую роль в процессе создания горючей смеси оптимального состава.
Признаки неисправного ДМРВ
Со временем датчик массового расхода воздуха загрязняется отложениями и выходит из строя. О неисправности ДМРВ можно судить по таким признакам:
- Резко возросший расход топлива
- Перебои в работе двигателя, неустойчивый холостой ход
- Пропуски и задержки при разгоне
- Отсутствие реакции на нажатие педали газа
- Невозможность запустить двигатель из-за нарушения подачи топлива
Помимо этого на щитке приборов может загореться индикатор Check Engine, сигнализирующий о наличии неисправности.
Причины выхода ДМРВ из строя
Основными причинами выхода датчика массового расхода воздуха из строя являются:
- Загрязнение чувствительного элемента (платиновой пленки или проволочки) продуктами сгорания, масляными отложениями.
- Механические повреждения датчика, например трещины пленки из-за высокой вибрации.
- Нарушение электрических контактов в разъеме датчика, окисление контактов.
Загрязненный ДМРВ | 60% |
Механические поломки | 30% |
Проблемы электрики | 10% |
Как видно из таблицы, в 60% случаев причиной выхода ДМРВ из строя становится его внутреннее загрязнение. Именно поэтому очистка датчика зачастую позволяет восстановить его работоспособность.
Диагностика ДМРВ
Промывка начинается с диагностики его текущего состояния. Это можно сделать несколькими способами.
Во-первых, с помощью вольтметра или тестера измерить напряжение на выводах датчика. Оно должно находиться в пределах 0,5-1,1 В. Если значение выходит за эти рамки, значит датчик неисправен.
Другой распространенный способ диагностики ДМРВ - это его отключение во время работы двигателя. Делается это для оценки реакции двигателя на отключение датчика.
Если после отсоединения разъема датчика работа двигателя заметно улучшается - значит требуется промывка датчика ДМРВ. А если никаких изменений не происходит, возможно, датчик исправен и проблема кроется в другом.
Перед началом промывки ДМРВ обязательно убедитесь, что датчик действительно неисправен при помощи диагностики.
Выбор средства для промывки ДМРВ
Если диагностика подтвердила, что причиной неполадок является загрязненный датчик расхода воздуха, можно приступать к его очистке. Для промывки ДМРВ используют специальные жидкости.
Лучше всего подойдет специализированный очиститель для ДМРВ производства Liqui Moly. Это немецкая компания, выпускающая высококачественные автомобильные химии.
Также можно использовать более дешевые аналоги - жидкости для промывки карбюраторов. Некоторые автовладельцы практикуют промывку ДМРВ спиртом или даже бензином, дизельным топливом, однако это не рекомендуется из соображений безопасности.
В целом любая очищающая жидкость для топливной системы автомобиля подойдет для выполнения процедуры. Главное, чтобы состав не повредил хрупкую пленку чувствительного элемента датчика.
Пошаговая инструкция по промывке ДМРВ
Рассмотрим пошаговую инструкцию по промывке ДМРВ.
- Отключите клемму от аккумулятора и снимите разъем с ДМРВ.
- Открутите болт или гайку, фиксирующие датчик к корпусу воздушного фильтра.
- Извлеките ДМРВ вместе с подсоединенным к нему патрубком.
- Распылите очищающую жидкость на поверхность чувствительной пленки датчика и дайте ей подействовать несколько минут.
- Аккуратно продуйте датчик воздухом от компрессора или используйте фен.
- Установите датчик на место и закрепите болтами.
Перед обратной сборкой рекомендуется заменить фильтрующие элементы воздухоочистителя. Это может существенно повысить эффект от промывки.
Рекомендации по дополнительной очистке
Помимо непосредственно датчика массового расхода воздуха, имеет смысл почистить и другие связанные компоненты:
- воздуховоды;
- шланги подачи воздуха к ДМРВ;
- корпус и сетку воздушного фильтра.
Все эти детали также подвержены загрязнению, которое в итоге скапливается на чувствительном элементе расходомера. Их очистка значительно продлит срок службы ДМРВ.
Промывка ДМРВ автомобилей ВАЗ
Рассмотрим особенности промывки ДМРВ ВАЗ на примере одной из самых популярных моделей - ВАЗ-2114 («классика»).
В целом процедура промывки ДМРВ ВАЗ-2114 ничем не отличается от описанной выше пошаговой инструкции. Единственное отличие - особенности конструкции и расположения датчика массового расхода воздуха.
При демонтаже ДМРВ на автомобиле ВАЗ обязательно придерживайте патрубок, идущий к дроссельной заслонке. Иначе есть риск повредить шланги системы впуска при извлечении датчика.
Оценка результатов промывки
После выполнения всех работ по очистке ДМРВ необходимо оценить качество промывки и убедиться, что датчик восстановил работоспособность.
Для этого wieder повторяется диагностика датчика - замеряется напряжение на контактах или тестируется работа двигателя с отключенным ДМРВ.
Кроме того, оценить результаты промывки можно во время тестовой поездки на автомобиле. Обратите внимание на показатели расхода топлива, устойчивость холостых оборотов, динамику разгона.
Если промывка не дала желаемого результата, возможно, потребуется замена неисправного датчика на новый.
Проверка герметичности установки ДМРВ
После установки почищенного или нового датчика массового расхода воздуха важно убедиться, что его крепление герметично.
Для этого можно использовать специальный состав для поиска утечек или обычную мыльную воду. Распыляем жидкость по контуру прилегания датчика к воздуховоду и внимательно смотрим, нет ли пузырьков.
При наличии утечек подсасывается лишний воздух, что приводит к нарушению нормальной работы двигателя и быстрому выходу ДМРВ из строя.
Защита ДМРВ от повторного загрязнения
Даже качественно почищенный датчик массового расхода воздуха со временем вновь загрязняется и выходит из строя.
Чтобы продлить срок службы ДМРВ после промывки, рекомендуется:
- Регулярно менять воздушный фильтр
- Следить за герметичностью вентиляции картера
- Использовать качественное моторное масло
Эти простые меры позволят дольше сохранить чистоту чувствительного элемента расходомера после его очистки.
Признаки повторного загрязнения ДМРВ
К сожалению, со временем после промывки датчик вновь загрязняется и требует очистки.
Об этом свидетельствуют знакомые симптомы:
- Повышенный расход топлива
- Неровная работа двигателя
- Трудности с запуском
При появлении таких признаков обязательно проведите повторную диагностику ДМРВ и при необходимости очистите датчик.
Не стоит запускать двигатель с сильно загрязненным датчиком - это ускоряет износ мотора.
Профилактика ДМРВ без разборки
Существуют способы провести профилактику и очистку ДМРВ без полной разборки и демонтажа датчика.
Например, через воздуховод можно залить очищающую жидкость таким образом, чтобы она попала на чувствительный элемент.
Также аэрозольный очиститель под давлением можно распылить через шланги в направлении расходомера. Это поможет удалить часть загрязнений.