В автоматической коробке есть полезная функция «кикдаун». Что это такое? Как работает? Для чего нужен режим резкого разгона на АКПП? Объясняем простым языком. Раскрываем мифы и заблуждения о кикдауне. Даем практические советы по применению.
Что означает термин и откуда взялся
Термин "кикдаун" происходит от английского выражения "kick down" что в переводе означает "удар вниз". Такое название дано потому, что для активации этого режима нужно резко и до упора ударить ногой педаль газа и утопить ее в пол.
Кикдаун представляет собой специальный режим работы кикдаун АКПП, который обеспечивает экстренное понижение передачи с целью максимально быстрого набора скорости.
К примеру, при обгоне на загруженной трассе, для успешного маневра может потребоваться резкое ускорение, которое и дает в этот момент кикдаун.
Таким образом, кикдаун нужен для того, чтобы автоматическая коробка могла в экстренных ситуациях повысить динамику разгона, как если бы вы ехали на машине с механической КПП и вручную перешли на более низкую передачу перед обгоном.
Как технически устроен кикдаун
Кикдаун - что это? Рассмотрим более подробно как устроен механизм кикдауна внутри автоматической коробки передач.
- Водитель резко выжимает педаль газа до упора
- Активируется электрическая цепь, которая подает напряжение на соленоид в гидроблоке АКПП
- Соленоид выдвигает шток, который открывает специальный клапан регулировки давления масла
- Через открытый клапан масло поступает в муфты переключения 1-2 и 3-4 передач
- Происходит экстренное переключение АКПП на более низкую передачу
После того как педаль газа отпущена, возвратная пружина возвращает шток в исходное положение, но уже при повышенных оборотах двигателя за счет инерции вращения валов.
Чтобы понять, кикдаун - что это, необходимо вспомнить, что в более ранних моделях автомобилей непосредственно под педалью газа располагалась отдельная кнопка, при нажатии на которую запускалась вся эта цепочка действий. А в современных моделях транспортных средств кикдаун уже активируется после выжатия педали газа до упора и без использования дополнительных кнопок.
Также в гидравлической схеме АКПП присутствует отдельный "тросик кикдауна", который соединен с рычагом дроссельной заслонки. При резком нажатии на педаль трос натягивается и также участвует во включении режима экстренного разгона.
Как правильно пользоваться кикдауном
Итак, разобравшись в устройстве кикдауна, давайте теперь рассмотрим, как правильно использовать этот режим на практике.
Прежде всего, не стоит часто прибегать к кикдауну без острой необходимости, так как это влечет повышенные нагрузки на трансмиссию и может привести к преждевременному износу.
Однако по словам инженеров-конструкторов, автоматы вполне рассчитаны на периодическое использование режима кикдауна, поэтому бояться этого тоже не стоит.
Оптимальный вариант - включать кикдаун раз в день, чтобы масляный клапан не заклинивало от долгого простоя. А в остальных случаях пользоваться этой функцией по мере необходимости.
Как правильно пользоваться кикдауном
Для правильного использования кикдауна нужно выполнить следующие действия:
- Нажать на педаль газа до упора, преодолев сопротивление
- Сразу отпустить педаль, не удерживая ее в положении полного нажатия
- Дать машине разогнаться при возросших оборотах двигателя
- После разгона вернуться к нормальному вождению
Если после выжимания педали продолжать ее удерживать, кикдаун может не сработать. Поэтому важно резко нажать и также резко отпустить газ.
Когда не стоит включать кикдаун
Хотя кикдаун и предназначен для экстренного разгона, использовать его все же не стоит в некоторых ситуациях:
- На скользкой, мокрой или обледенелой дороге - высок риск заноса
- При высоком износе или неисправностях трансмиссии
- На автомобилях с вариатором вместо АКПП
- При движении с прицепом
Особенности кикдауна у разных автопроизводителей
Кикдаун есть практически во всех современных моделях с АКПП. Однако у разных автопроизводителей могут быть свои особенности реализации этой функции.
Например, "кикдаун Тойота" позволяет использовать этот механизм в паре с режимом экономичного вождения. А вот у автомобиля "Тойота" при включенном режиме ECO кикдаун блокируется.
Диагностика неисправностей кикдауна
Если при нажатии на газ до упора машина не разгоняется как обычно, возможно с кикдауном возникли проблемы. Чаще всего это неполадки с тросом или электрическими цепями управления.
Чтобы проверить работоспособность этой функции, можно провести такой тест:
- Разогнать автомобиль до 90 км/ч на 4 передаче
- Выжать педаль газа в пол и отпустить
- АКПП должна переключиться на 3 или даже 2 передачу с увеличением оборотов
Если же обороты не растут, а машина просто продолжает катиться в режиме экономичного движения, значит кикдаун неисправен.
Вопросы и ответы по теме кикдауна
Рассмотрим самые часто задаваемые вопросы, касающиеся работы и особенностей кикдауна:
Можно ли активировать кикдаун на механической КПП?
Нет, на механике такая функция не предусмотрена. Кикдаун работает только в автоматических и вариаторных коробках передач.
Безопасно ли часто использовать режим кикдауна?
Периодическое использование кикдауна не принесет вреда трансмиссии. Однако слишком частое включение этого режима все же может ускорить износ деталей из-за повышенных нагрузок.
Может ли кикдаун сломаться и как это понять?
Да, как и любой механизм, кикдаун может выйти из строя. Чаще всего отказывает трос или электрические цепи управления. Признаком неисправности будет отсутствие резкого разгона и роста оборотов при выжатой педали газа.
Как проверить исправность кикдауна самостоятельно?
Можно провести тест: разогнаться до 90 км/ч на 4 передаче, резко выжать газ до упора и отпустить. Машина должна перейти на пониженную передачу с увеличением оборотов двигателя.
Стоит ли отключать кикдаун?
Нет, отключать эту полезную функцию безопасности не стоит. В случае необходимости аварийного разгона или обгона кикдаун может очень пригодиться.
Влияет ли кикдаун на расход топлива?
Да, при активации этого режима расход топлива на короткое время возрастает, так как двигатель переходит на повышенные обороты.