Любителям железнодорожного транспорта представляется уникальная возможность ознакомиться со списком подвижного состава Восточно-Сибирской железной дороги. В данной статье вы найдете подробное описание локомотивов, вагонов, электропоездов и других единиц, обеспечивающих бесперебойную работу транспортной артерии России от Байкала до Тихого океана.
Общие сведения о Восточно-Сибирской железной дороге
Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) является одной из крупнейших железнодорожных магистралей России. Она проходит по территории Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Забайкальского края.
- Протяженность ВСЖД составляет более 4 тыс. км.
- Основными узловыми станциями являются Тайшет, Иркутск-Сортировочный, Черемхово, Улан-Удэ, Петровский Завод.
- Ежегодный грузооборот ВСЖД превышает 100 млн тонн.
Через Восточно-Сибирскую магистраль осуществляются основные грузоперевозки в направлении портов Тихого океана, а также транзит в Монголию и Китай. Поэтому обновление подвижного состава ВСЖД является важной государственной задачей.
Современное состояние парка локомотивов
Основу локомотивного парка на Восточно-Сибирской железной дороге составляют тепловозы серий ТЭ10, 2ТЭ10, 3ТЭ10, ТЭП70. Их средний возраст около 30 лет.
По данным ВСЖД, железнодорожный локомотив должен отработать 28-30 лет.
Эксплуатация старых машин ведет к росту затрат на топливо и ремонт. Кроме того, устаревшие тепловозы являются одним из источников загрязнения окружающей среды выбросами продуктов сгорания дизельного топлива.
Поэтому руководство ВСЖД в последние годы активно закупает новые локомотивы производства Брянского и Коломенского заводов:
- Магистральные грузовые тепловозы 2ТЭ25КМ, 3ТЭ25КМ.
- Грузовые тепловозы 2ТЭ25А.
- Маневровые тепловозы ТЭМ18ДМ.
Экономия топлива новых машин по сравнению со старыми составляет около 15%.
Пассажирские перевозки
Для перевозки пассажиров на участках ВСЖД используются электропоезда ЭД9М, ЭП2Д в пригородном сообщении, а также вагоны различных типов в дальнем следовании.
Обновление парка пригородных электричек
В 2016-2020 годах осуществлена поставка на ВСЖД список новых электропоездов ЭП2Д, которые заменили морально устаревшие электропоезда ЭР2, ЭР9, изготовленные еще в советское время. Новые электропоезда позволяют:
- Повысить скорость движения.
- Улучшить комфорт пассажиров за счет кондиционирования воздуха и удобных кресел.
- Сократить энергопотребление на 20-25% по сравнению со старым подвижным составом.
Список подвижного состава для дальних пассажирских поездов
Для формирования фирменных поездов дальнего следования Федеральная пассажирская компания использует вагоны различных типов производства Тверского вагоностроительного и Демиховского заводов:
- Вагоны СВ и купейные вагоны - для перевозки пассажиров в мягких вагонах.
- Плацкартные вагоны - с местами для сидения и лежания.
- Вагоны-рестораны для организации питания в пути.
Также имеется несколько фирменных поездов повышенной комфортности, курсирующих между Новосибирском, Иркутском и Владивостоком.
Специальный железнодорожный транспорт
Для обеспечения работы Восточно-Сибирской магистрали в сложных климатических условиях используется специализированный подвижного состав:
- Роторные снегоочистители для расчистки путей от снежных заносов.
- Плужные снегоочистители.
- Рельсошлифовальные поезда для обработки головок рельсов.
Применение такой техники позволяет свести к минимуму задержки поездов, связанные с неблагоприятными погодными условиями.
Перспективы обновления список подвижного состава
Согласно стратегии РЖД, в ближайшие 10 лет планируется списание основной части устаревших локомотивов и закупка до 500 новых магистральных грузовых электровозов переменного тока.
Это позволит сократить издержки на ремонт и техническое обслуживание, а также значительно повысить энергоэффективность грузоперевозок по Восточно-Сибирской железной дороге.
Применение роторных снегоочистителей
Одним из важнейших видов специального подвижного состава для ВСЖД являются роторные снегоочистители. Они предназначены для расчистки железнодорожных путей от снежных заносов и предотвращения схода поездов с рельсов.
Роторные снегоочистители оснащены мощным дизельным двигателем, вращающим ротор с лопатками. Снег под действием центробежной силы отбрасывается от оси пути на расстояние до 40 м.
Производительность таких машин может достигать 1500 кубометров снега в час. Это позволяет оперативно восстанавливать движение поездов даже в условиях сильных снегопадов.
Перспективы внедрения новых технологий
Специалисты ВСЖД изучают передовой мировой опыт и новые разработки в области железнодорожного транспорта с целью их последующего внедрения.
В частности, ведутся испытания инновационных роторных снегоочистителей с газотурбинными и гибридными силовыми установками. Их применение позволит существенно повысить производительность и автономность работы техники.
Совершенствование систем диагностики
Еще одно перспективное направление - развитие автоматизированных систем контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда.
Это позволит своевременно выявлять неисправности локомотивов и вагонов и оперативно направлять их в ремонт. В итоге будет достигнуто сокращение случаев отказов техники в пути следования.
Кооперация с зарубежными партнерами
Для внедрения передовых технологий и повышения эффективности использования подвижного состава ВСЖД активно сотрудничает с крупными иностранными компаниями.
Использование опыта Siemens в создании локомотивов
Совместно с концерном Siemens реализован проект по производству электровозов «Сименс-ЕКр1». При их создании за основу взята электрическая схема, обеспечивающая повышенную надежность и экономичность.
Благодаря новым электровозам ВСЖД смогла оптимизировать грузовое движение за счет меньшего расхода топлива и увеличения мощности одной единицы подвижного состава.
Модернизация вагонов Alstom Transport
В 2018 году подписан контракт с французской Alstom Transport на модернизацию старых двухэтажных пассажирских вагонов ВСЖД.
Работы включают в себя замену электрооборудования, тележек, тормозной системы. Это позволит продлить срок службы вагонов на 15 лет при меньших затратах на техобслуживание.
Экономические и экологические преимущества нового подвижного состава
Вывод данной статьи заключается в том, что обновление парка локомотивов и вагонов является одним из ключевых направлений развития ВСЖД. Это позволяет получить значительные экономические и экологические преимущества.
Улучшение систем диагностики и мониторинга
Перспективным направлением является оснащение подвижного состава современными системами диагностики и мониторинга технического состояния.
Это позволит оперативно выявлять возникающие неисправности еще на ранней стадии и предотвращать серьезные поломки в пути следования.
Разработка передовых технологий ремонта
Специалисты ВСЖД также работают над усовершенствованием технологий ремонта и обслуживания локомотивов и вагонов.
К примеру, внедряются методы восстановления изношенных поверхностей деталей с помощью лазерной наплавки. Это значительно удешевляет ремонт и продлевает ресурс подвижного состава.
Повышение энергоэффективности
Большое внимание уделяется снижению энергопотребления локомотивов и вагонов.
Реализуются проекты по установке на тепловозах систем рекуперативного торможения, позволяющих накапливать энергию и сокращать расход топлива.