Специалисты различают несколько видов мотоциклов в зависимости от их характеристик, проходимости, оснащения, дополнительных возможностей. Среди представленных модификаций любой пользователь и ценитель двухколесной техники сможет выбрать вариант конкретно под себя. Попробуем разобраться в этом многообразии, изучив параметры и особенности байков различных категорий.
Классика
Деление видов мотоциклов на категории стоит начать с классической вариации. Техника представляет собой двухколесные машины с минимальным базовым оформлением и простым стилевым дизайном. Такая модель отлично подходит для новичков и перемещения по городу.
Масса аппарата, как правило, составляет от 140 до 270 кг. Силовой агрегат не имеет такой мощности, как у спортивных аналогов, но это от него и не требуется. Большинство классических видов мотоциклов агрегируют с жесткой коробкой переключения передач. Оснащается техника прямым рулем (с минимальной нагрузкой на руки водителя), мягким сидением. Имеется опция монтажа ветрового стекла, общая конфигурация комфортна для перемещения на небольшие и средние дистанции.
Среди типичных представителей этого класса – «Хонда СВ-400», которая обладает оптимальным сочетанием маневренности и массы для городских условий. В классической категории можно выделить модернизированные модели, построенные под стиль ретро 50–70-х годов минувшего столетия.
Скрэмблеры и минибайки
Скремблер – это вид мотоциклов легкого типа, ориентированный на передвижение по городским и проселочным дорогам не самого лучшего качества. Машина оснащается подвеской с увеличенным ходом и высоко поднятыми глушителями. Подобные модификации появились в шестидесятых годах. Самые популярные марки – Triumph, BSA.
Минимотиками называют двухколесные агрегаты с двухтактным двигателем, которые имеют минимальный объем, оборудуются колесами небольшого диаметра и цепной передачей. Такие модели подходят для участия в специфических соревнованиях либо тренировочных заездах, развивают скорость до 100 км/ч.
Кастомы
Наименование видов мотоциклов, фото которых представлено ниже, переводится как сделанный на заказ. Они подразделяются еще на ряд подвидов, особенности которых рассмотрим ниже. Такое обозначение присуще машинам, которые выпускаются строго ограниченной серией или в единичных экземплярах.
Нередко подобные версии создаются народными умельцами, сочетающими в одном байке характеристики различных представителей двухколесных машин. Это позволяет удовлетворить все «капризы» требовательных покупателей и коллекционеров. Имеется предположение, что к категории «кастом» относят мототехнику, собранную владельцем или поставщиком, которая обладает уникальными параметрами и экстерьером.
Среди популярных серийных производителей в этой сфере – «Харлей Дэвидсон» и «Хонда». Но агрегат от любого производителя можно переделать таким образом, чтобы он причислялся к кастомам. Среди прочих массовых изготовителей подобных моделей:
- Bourget.
- American IronHorse.
Производитель предлагает покупателю несколько версий оснащения «железного коня», включая разные варианты окраски, характеристики моторов, набор дополнительных опций и аксессуаров. Кроме того, компании представляют гарантию и сервисную поддержку. Абсолютной индивидуальности байка вряд ли получиться достигнуть, тем не менее, будут сохранены преимущества фабричного изготовления и безопасность.
Среди минусов кастомов отмечают следующие моменты:
- высокую цену популярных модификаций;
- необходимость заказа запасных частей в индивидуальном порядке.
Чопперы
Название этого вида мотоциклов переводится с английского языка как рубить. Аппараты оборудуются значительно удлиненной фронтальной вилкой и увеличенной рамой. На подобных модификациях предусмотрен высокий руль и не менее объемная спинка на сидении. Подножки для пассажира вынесены традиционно вперед.
Обновленные чопперы получили широкое колесо, сухую рамную часть без задней подвески. Аппараты отличаются каплевидным топливным бачком и наличием массы хромированных элементов конструкции.
Отечественные умельцы переделывают различные виды мотоциклов «Урал», «Днепр», добавляя в конструкцию силовые агрегаты от «Запорожца» или «Оки», а также символы внешнего оснащения. В серийном производстве российских байков можно отметить вариацию «Урал-Волк».
Круизеры
Это термин походит от английского слова cruise (переводится как путешествовать). Данный мотоцикл предназначен для неспешной езды по городам и весям, рассчитан на длительный беспересадочный ресурс работы. Машина имеет вертикальную посадку с низким сидением, подножки вынесены далеко вперед.
Виды мотоциклов, фото и названия которых приведены ниже, относятся к группе аппаратов, оснащенных массой хромированных деталей, имеющих довольно приличный вес. Подобные машины не рассчитаны на скоростную езду, обладают относительно слабой мощностью мотора, не предназначены для езды по пересеченной местности. Управление таких байков отличается хорошим контролем, посадка – низкая. Отличный крутящий момент на низких оборотах выдает характерный, узнаваемый рычащий звук. Подвеска сзади прекрасно смягчает удары различного характера (благодаря мощной конструкции).
Отличительные особенности
Внешние оборудование круизеров имеет сходство с версиями 50–60-х годов, однако оснащаются они современными комплектующими элементами. Этот вид мотоциклов (фото ниже) в отличие от чопперов имеет большие крылья, объемный топливный резервуар, добавочные световые элементы, удобный заниженный руль, меньшую длину и наклон вилки. Такой байк легко можно индивидуализировать, добавив соответствующие аксессуары и обвес.
Выпуск первых «круизеров» начала компания «Харлей Дэвидсон» в начале восьмидесятых годов прошлого века. Большинство современных моделей популярного бренда также относят к этому классу. Среди популярных производителей отмечают следующие марки: «Судзуки», «Хонда», «Урал», «Ямаха».
Недостатки транспортных средств указанной категории:
- Слабый показатель маневренности.
- Плохая управляемость на крутых поворотах.
- Существенный расход горючего.
- Сниженная аэродинамика.
Виды спортивных мотоциклов
Эти разновидности двухколесных «железных коней» подразделяются на несколько версий спортивных машин: кроссовые, суперт-спорт, эндуро, спидвей. Среди общих параметров (по сравнению с дорожными и классическими аналогами) отмечают такие факторы:
- Оригинальный запоминающийся экстерьер.
- Высокий показатель скорости и управляемости.
- Серьезную мощность силового агрегата, часто превышающую объем в тысячу кубических сантиметров.
- Удобную посадку с максимально высоким расположением подножек, обеспечивающих близкое расположение ног и туловища.
- Отличную маневренность.
- Быстрый разгон и хорошую аэродинамику.
Среди недостатков спортивных байков отмечают большой расход горючего, высокую стоимость, сложность в обслуживании.
Виды мотоцикла «Минск»
Рассмотрим ТТХ самых популярных модификаций от белорусского производителя. Начнем с классической версии типа ММВЗ-3:
- Класс модели – 3 (до 125 «кубиков»).
- Мощность мотора – 9,5 лошадиных сил.
- Оборотистость – 6 тысяч вращений в минуту.
- Предел скорости – 95 км/ч.
- Трансмиссия – механическая коробка передач с ножным переключением.
- Вместимость топливного бака – 12 литров.
- Вес – 112 кг.
Следующим популярным представителем марки «Минск» стал ММВЗ С-125:
- Тип силового агрегата – бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и одним цилиндром на два такта.
- Рабочий объем – 125 куб. см.
- Коробка передач – четырехступенчатая механика.
- Тормозная система – барабаны.
- Скоростной порог – 90 км/ч.
- Вес – 120 кг.
- Объем бензобака – 11 л.
- Расход горючего – 3,5 л/100 км.
Какие бывают виды мотоциклов «Минск» еще? Это указано далее:
- Х-200, ЕРХ-250, ТРХ-300 (внедорожники).
- РХ-450 (спортивная модель). Характеристики: мощность – 54 «лошадки», объем четырехтактного одноцилиндрового мотора – 450 «кубиков», дисковые тормоза, КПП на шесть диапазонов.
- ММВЗ-3.221 (кроссовая версия).
Минские кроссовики
О серии ММВЗ-3.221 следует упомянуть подробнее. Появилась она еще в 80-х годах 20-го века. Сейчас можно встретить немало вариаций в рабочем состоянии, что свидетельствует о высоком качестве и надежности техники. К сожалению, запчасти на эту модель сейчас найти довольно сложно, особенно это касается оригинального двигателя.
Для своего класса мотоцикл сложно назвать скоростным (до 65 км/ч). Силовые агрегаты употребляют бензин типа АИ-76/92. Барабанная тормозная система хорошо себя проявила на практике. Мягкая подвеска отлично справляется с неровным дорожным покрытием. По городу на такой машине перемещаться можно с комфортом. Было выпущено 14 серийных модификаций в этой линейке, третья часть которых использовалась непосредственно для мотокросса.
Ижевские мотоциклы
"ИЖ-1" относится к тяжелой категории. В его основе имеется штампованная утяжеленная рама из пары цельных частей. Нижняя форма одновременно играет роль глушителя. Двухколесная машина отличается большим весом и габаритами.
Краткие параметры этого вида мотоциклов ИЖ:
- Мотор – двухцилиндровый V-образный двигатель на четыре такта.
- Рабочий объем – 1200 куб.см.
- Показатель мощности – 24 лошадиные силы.
- КПП – трехступенчатая конструкция с карданным валом.
- Эксплуатация – в одиночном режиме и с прицепной коляской.
"ИЖ-2"
Эта модель ориентирована на перемещение по бездорожью и сложным участкам пути. Характеристики:
- Силовой агрегат – карданный двигатель с двумя цилиндрами и задним приводом.
- Внешняя рама – штампованный хребтовый элемент.
- Нижняя часть основы одновременно выполняет возможности выхлопной трубы с глушителем.
- Рессорная подвеска с рычагами на заднем колесе.
- Ручной тип переключения скоростей.
- Предусмотрена возможность подключения тягового привода к коляске.
- Вместимость – водитель, пассажир на заднем сидении и два человека в люльке.
Прочие модификации "ИЖ"
Остальные виды и названия мотоциклов от Ижевского завода представлены ниже:
- Модель под индексом 3. Здесь применен четырехтактный двигатель с двумя цилиндрами объемом 750 «кубиков». Рама сделана из штампованных деталей, передняя подвеска – рычажного типа с пружинным амортизатором. Задняя ось зафиксирована жестко на основе, привод – цепь с втулками и роликами.
- "ИЖ-4". Эта машина представляет собой версию легкого мотоцикла с одноцилиндровым мотором объемом 200 «кубиков». Особенности: карданный привод на заднее колесо, параллелограмная вилка амортизации.
- Пятый "ИЖ". В параметрах этой модели стоит отметить наличие четырехтактного силового агрегата объемом 400 кубических сантиметров. Эта версия первой получила боковой упор вместо колесной подставки.
- "ИЖ-7". Транспортное средство обладает многодисковым сухим сцеплением, мотором с атмосферным охлаждением и одним цилиндром.
"ИЖ Планета Спорт"
В этой серии от отечественного производителя мотоциклы бывают в нескольких исполнениях. Самой популярной из них является классическая версия «Планеты Спорт». Транспорт ориентирован на перемещение по городу и прочих трассам вместе с пассажиром.
У байка отмечают удобство посадки, эргономичность и информативное расположение индикаторов, элементов управления. Впервые на отечественных мотоциклах использовалась раздельная система смазки мотора на автоматическом принципе. Это позволило уменьшить выброс в окружающую среду вредных газов.
В этой серии выпускались также следующие модификации:
- "Планета-4". Транспортное средство приобрело более эстетичные формы, оснащалось механизмами, обеспечивающими повышенную безопасность пассажиров и водителя.
- "ИЖ Планета-5". Эта версия относится к дорожным мотоциклам, которые предназначены для перемещения по дорогам с разным покрытием.
- "ИЖ Юпитер". В этой линейке было выпущено несколько модификаций, которые между собой отличались мощностью мотора, цветом, оснащением и конфигурацией сидения.
Специальные мотоциклы
В этой категории можно отметить двухколесные аппараты, которые используются государственными службами и ориентированы на детей.
В первом варианте на помощь людям приходят модели в таких сферах:
- Чрезвычайная служба спасения.
- Полиция.
- Скорая помощь.
- Пожарные части.
О подрастающем поколении разработчики мотоциклов также не забыли. На рынке можно выбрать трех- и двухколесные версии с малой мощностью, которые полностью копируют известные бренды. Работать они могут как от аккумуляторных батарей, так и от двигателя внутреннего сгорания.
Итог
Кроме того, существуют транспортные средства наподобие мотоциклов, работающие на гусеницах, лыжах и на четырех колесах (квадроциклы). Среди прочих отечественных марок также популярностью пользовались марки "Днепр", "Восход", чешская "ЯВА" и "Дельта". Сейчас эти модификации можно найти на рынке под китайскими или другими зарубежными лейблами, учитывая, что российское производство двухколесных машин практически заморожено. Выбрать мотоцикл может любой, даже самый привередливый пользователь.