Августин Блаженный: жизнь, главные работы и их влияние на развитие схоластики

Аврелий Августин (Блаженный - в православной традиции и Учитель Благодати - в католической) – выдающийся философ, один из основателей христианской теологии. Он родился в 354 году в Нумидии в семье римского гражданина-язычника, но его мать Моника была христианкой. Поскольку семья была довольно зажиточной, 17-летнего Аврелия отправили учиться риторике в Карфаген. Там будущий апологет новой религии влюбился в женщину, с которой прожил долгие 13 лет. Она стала матерью его сына - Адеодата. Однако из-за разницы в социальном происхождении Августин так и не женился на ней.

Еще обучаясь риторике, Августин Блаженный увлекся философией. Он принял манихейство, но вскоре отошел от учения Мани. Духовные поиски и влияние матери привели его в лоно христианской веры. В поисках работы молодой риторик уезжает из африканской провинции Римской империи и в 384 году находит место преподавателя ораторского искусства в Медиолане (нынешний Милан). Поселившись вблизи города на вилле Кассициакум, философ создал свои первые значительные труды: «Против академиков», «О бессмертии души», «Об истинной религии» и «О свободной воле». Этот первый этап творчества знаменуется большим влиянием платонизма на мысль богослова.

После того как на Пасху 387 г. Августин Блаженный был крещен в Медиолане святым Амвросием, начался второй период творчества христианского апологета. Он продал свое имущество, почти всё роздал бедным и отправился вместе с матерью в Африку. Но в Остии Моника умерла. Прибыв в родной город Тагасту, философ основал религиозную общину иноков. Поэтому он считается родоначальником монашеского ордена августинцев. В этот период были написаны труды, посвященные религиозно-церковной и экзегетической проблематике («О книге Бытия»), толкования к Посланиям апостола Павла, трактаты против донатистов. Тогда же появилась прославившая теолога «Исповедь».

Наиболее плодотворным называют третий период (410—430), когда ученый был возведен в сан сначала пресвитера, а позже епископа Гиппона (города Римской империи в Северной Африке). Именно тогда философия Августина Блаженного достигла своего наивысшего развития. Теолог словно оглядывается назад, на свои прежние убеждения, и критически их оценивает («Пересмотры»). Вопросы христологии (человеческой или божественной природы Христа) находят свое отражение в трудах «О Троице» и цикле трактатов против Пелагия. Наиболее значимым произведением богослова считается труд «De civitate Dei» - «О граде Божьем».

В 22 книгах этого труда теолог впервые пытается проанализировать весь исторический процесс, понять смысл и назначение человеческого общества и пути его развития. Поэтому Августина считают основателем философии истории. Социум так же связан с Царствием Божиим, как и человек (творение) с Творцом. Однако из-за грехопадения Адама, человечество в своей массе отделено от Бога, но может к Нему вернуться по благодати Господней, - утверждает Августин Блаженный. Философия этого теолога рассматривает развитие общества как поступательное движение от юдоли скорби, в которую были изгнаны Адам с Евой, через Град Земной (государство) до Града Небесного (где царит вечность и нравственное совершенство).

Таким образом, Августин Блаженный рассматривает историю в категориях линейного времени. Это отрезок, когда есть длительность, ибо в Вечности времени нет. Бог руководит историей – всё, что ни случается, входит в планы и намерения Творца. Государство в этом смысле выступает как необходимая ступень развития. Философ на основе изучения Святого Писания выделяет 7 эпох развития общества: первые пять – это история еврейского народа до Рождества Христа. Сейчас длится шестая эра, которая должна завершиться Страшным Судом, после чего начнется описанная в Откровении Иоанна седьмая ступень, когда все праведники будут вечно обитать в Иерусалиме Небесном. Общество людей в своем развитии движется от светского государства к теократическому, управляемому князьями Церкви. Это учение Августина было взято за основу Римско-католической Церковью в борьбе за инвеституру.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.