Автомобили с механической коробкой передач до сих пор популярны в России. Но не все водители владеют приемом двойного выжима сцепления, который помогает плавно переключать передачи. Давайте разберемся, для чего он нужен и как правильно выполнять. Это поможет продлить срок службы коробки передач и сделать поездку комфортнее.
Теоретические основы двойного выжима сцепления
Двойной выжим сцепления - это техника управления механической коробкой передач, при которой для переключения используется двойное нажатие на педаль сцепления с промежуточной паузой. Этот прием позволяет плавно и безрывно менять передачи, снижая нагрузку на трансмиссию.
Принцип работы механической КПП
В механической КПП установлены шестерни с разным передаточным числом, которые передают крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. При переключении передач включаются разные шестерни, изменяя обороты коленчатого вала относительно скорости машины.
Чтобы понять как это работает, давайте как-бы с вами предположим, что мы движемся на машине с включенной четвертой передачей и начинаем притормаживать чтоб переключиться на третью.
Как происходит переключение передач
Когда водитель выбирает более низкую передачу, двигатель начинает вращаться быстрее колес. Чтобы это происходило плавно, скорости вращения разных частей трансмиссии должны быть синхронизированы с помощью сцепления.
Зачем нужен двойной выжим сцепления
Основная цель двойного выжима сцепления - обеспечить плавное переключение без рывков и заеданий. При обычном однократном нажатии на сцепление может возникнуть рассогласование частот вращения, что приведет к преждевременному износу синхронизаторов.
Преимущества двойного выжима сцепления
- Уменьшает динамические нагрузки на трансмиссию
- Продлевает ресурс синхронизаторов и шестерен
- Делает переключение передач плавным
- Повышает комфорт вождения
Когда применяется двойной выжим сцепления
Хотя двойной выжим
может использоваться на любом автомобиле с МКПП, он особенно актуален для:
- Грузовиков без синхронизаторов
- Старых отечественных авто типа ГАЗ, ЗАЗ, ЗИЛ
- Машин с изношенной или неисправной КПП
Правильно выполнить двойной выжим не так просто. Рассмотрим пошаговую инструкцию на примере переключения с 4 на 3 передачу.
Пошаговая инструкция двойного выжима сцепления
Рассмотрим на примере переключения с 4-й передачи на 3-ю:
- Нажмите на педаль сцепления
- Переведите рычаг КПП в нейтральное положение
- Частично отпустите сцепление на 1-2 секунды
- Добавьте газ для увеличения оборотов двигателя
- Полностью выжмите сцепление
- Быстро переключитесь на 3 передачу
- Плавно отпустите педаль сцепления
Главное - поймать нужный момент и длительность паузы. С опытом это будет получаться автоматически.
Рекомендации по плавной работе сцеплением
- Выжимайте сцепление плавно, без резких движений
- Отработайте точку полного выключения сцепления
- Следите за оборотами двигателя
- Не задерживайте выжатое сцепление более 5-7 секунд
Типичные ошибки при двойном выжиме сцепления
Начинающие водители часто допускают такие ошибки:
- Слишком резкое отпускание сцепления
- Недостаточно сильное выжимание педали
Из-за этого возникают рывки и вибрации при переключении передач.
Где применяется двойной выжим сцепления
Рассмотрим практические ситуации использования этого приема.
Трогание на крутом подъеме
Чтобы тронуться в горку, особенно с грузом или прицепом, двойной выжим поможет плавно включить 1 передачу без скатывания:
- Выжать сцепление, включить 1 передачу
- Плавно отпустить сцепление
- Добавить газ на нейтрали
- Выжать сцепление снова
- Отпустить педаль и одновременно добавить газ
Разгон для обгона
Чтобы быстро набрать скорость обгону, также удобно использовать двойной выжим:
- Выжать сцепление, перейти на повышенную передачу
- Быстро отпустить сцепление
- Сделать перегазовку
- Выжать сцепление и отпустить
Автомобиль разгонится плавно и динамично за счет предварительных оборотов.
Двойной выжим сцепления на грузовиках и автобусах
На грузовых автомобилях и автобусах, особенно старых моделях, обычно отсутствуют синхронизаторы в КПП. Поэтому здесь двойной выжим просто необходим для переключения передач без поломок.
Особенности выполнения на грузовиках
- Более плавная работа педалью сцепления
- Увеличенная пауза для набора оборотов двигателя
- Перегазовка с бóльшим открытием дросселя
Из-за высоких крутящих моментов нужно очень аккуратно синхронизировать скорости вращения валов трансмиссии.
Переключение на автобусах
На автобусах требуется более плавное и постепенное управление КПП, чтобы избежать рывков для пассажиров:
- Выжать сцепление
- Пауза в нейтральном положении 2-3 секунды
- Плавно добавить обороты двигателя
- Выжать сцепление и переключить передачу
Дополнительные приемы для водителей
Помимо двойного выжима сцепления, есть и другие полезные навыки управления автомобилем с МКПП.
Торможение двигателем
Чтобы сбросить скорость на крутом спуске или при отказе тормозов, используется прием торможения двигателем:
- Плавно отпустить педаль газа
- Последовательно переключаться на пониженные передачи
- Контролировать скорость работой двигателя
За счет использования компрессии двигателя автомобиль будет притормаживать.
Быстрый старт на подъеме
Чтобы быстро стартовать в горку, применяют такую технику:
- Включить 1 передачу
- Выжать сцепление
- Добавить много газа
- Быстро отпустить сцепление с перегазовкой
За счет резкого старта с пробуксовкой автомобиль быстро наберет скорость даже на крутом подъеме.