В данной статье мы уделим внимание определению вопроса о том, что такое формы научного познания и какие они бывают. Здесь будет определено понятие знания и науки, а также изучено множество разновидностей подобной формы изучения мира. Например, мы узнаем, что такое анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.
Введение
Прежде чем определять для себя, что такое форма научного познания, следует определить смысловое значение знания.
Под знанием подразумевают объективную реальность, которая обитает в человеческом сознании и в своем выражении отражает устройство реального мира, его закономерности; средство связи с реальным миром. Познание представляет собой общественно обусловленный процесс, в ходе которого индивид приобретает знания, способные расширить его сознание и картину восприятия мира. Наука же является одной из разновидностей общественного сознания; она упорядоченная и может дополняться вследствие общественных практик. Устройство мира вызывает множество сложностей, которые необходимо решать. Для этого важно располагать множеством знаний полученных как теоретическим, так и эмпирическим способами.
Уровни познания
Формы и методы научного познания являют собой единую систему, созданную человеком для обобщения и систематизации знаний по сферам. Однако все они имеют общий «исток». Явление научного познания и его анализ позволяют нам выделить две методологии деятельности такого же рода:
- Средства, присущие познанию человека, на основе которого создается практическое и научное знание: универсальные способы познания.
- Средства, которые подлежат только научному типу познания. Они разделяются на эмпирические и теоретические методы науки.
Все формы научного познания вытекают из первоосновы, вышеупомянутых уровней теоретики и эмпиризма. Последнее (эмпиризм) ориентируется непосредственно на работу с изучаемым объектом и реализуется при помощи наблюдений и экспериментов. Теоретическое знание представляет обобщающий круг из идейных и гипотетических знаний, а также законов и принципов. В качестве предмета познания наука избрала природу, причем на всевозможных уровнях сложности организации материи. Научные знания стараются четко разграничивать и определять отношение между реальностью, знанием и верой субъекта и объекта познания.
Общий синтез
Формы научного теоретического познания не бывают изолированными друг от друга. Все дисциплины во многом между собой взаимосвязаны и определяют вопросы, связанные с бытием (онтология) и учением о всеобщем ряде законов бытия, познании (диалектики) и методологии. Нормальное функционирование теории познания возможно лишь при четко определившейся системе методов. В первую очередь, это набор философских рассуждений и методов (диалектика, феноменология, герменевтика), общенаучный ряд средств (операция синтеза и анализа, индуктивные и дедуктивные особенности умозаключений, аналогии и моделирование).
Научное средство
Научные методы являются системой принципиальных положений, которые можно регулировать. Также это различные приемы и способы достижения объективного познания действительности в пределах научно-познавательного действия. Изучение методов научно-познавательной деятельности, их возможности и границы применения интегрируются методологией науки.
Буквально с древнегреческого слово «метод» переводится как «путь к достижению определенной цели (решение задачи)». Потому если говорить о методе в широком значении слова, то под ним подразумевается общее множество рационализированных действий, к которым необходимо прибегать для решения определенной цели или получения практического и теоретического опыта. Образуются методы вследствие протекания рациональной рефлексии, совершаемой над информацией объектного (предметного) содержания по отношению к границам определенных абстрактных границ. Соблюдение метода обеспечивает целенаправленность деятельности и ее регуляцию, а также задает логическую составную.
Что такое истина?
Формы и методы научного познания тесно связаны с неразрывными проблемами заблуждения и истинного смысла. В силу их семантической схожести часто одно принимают за другое.
Истина – адекватная форма знания, соответствие наших знаний о предмете самому предмету; верная форма отражения объективной действительности.
Заблуждение – это антипод истины; неадекватная форма знания, в которой существует несоответствие между объектом рассмотрения и информацией о нем. Также важно помнить о понятии «ложь», которое отличается от заблуждения тем, что оно преднамеренное и используется чаще всего в корыстных целях. Ложь – это дезинформация. Теория познания включает в себя также такой термин, как «ошибка» - результат неверно выполненных действий субъекта в какой-либо сфере деятельности. Бывают логические, фактические, вычислительные, политические, экономические и повседневные ошибки. Истина тоже бывает разной: абсолютной (фундаментальные вопросы с фактическими ответами), относительной (субъективной), конкретной (обязательно включает факторы времени, места и т.д.).
Чувство и рациональность
Формы и уровни научного познания включают в себя два типа анализа: чувственный и рациональный. При этом устройство чувств – это совокупность ощущений, восприятия и представления, а рационализм не может обойтись без понятий, суждений и умозаключений.
Любой вид действительности имеет определенные парадоксы, и теория познания не является исключением. Например, можно осуществлять процесс слушания, но не слышать, можно обладать информацией, но не понимать ее. Понимание представляет собой диалог между личностями, а не просто субъектами и диалогами их культур. Понимание нельзя отделять от самопонимания, моральных и нравственных ценностей, а также искренности.
Универсальные средства
Формы научного познания разделены на универсальные, общенаучные и узкоспециализированные средства и методологии со специфическим характером, разрабатываемые в пределах конкретной научной дисциплины. Главными формами познания являются методы теоретического и эмпирического анализа, рассмотрения и изучения. Чаще всего такие методы действуют в четко установленных рамках когнитивной практики. Примером может служить ряд правил физических, химических и биологических методов проведения эксперимента, его анализа и т.д.
Главный набор принципов
Формы знания и научное познание, вне зависимости от типологии научно-исследовательской деятельности, лежат на трех основополагающих принципах – объективности, систематичности и воспроизводимости:
- Объективность представляет собой отчуждение субъективной (эмоциональной и/или стереотипической) формы познания от объекта. Другими словами, нельзя позволять предрассудку влиять на познавательный научный процесс.
- Систематичность является упорядоченностью деятельности научно-познавательного типа. Подразумевает выполнение системного и упорядоченного набора действий.
- Воспроизводимость представляет собой возможность повторения всех этапов и фаз процесса анализа в научной форме. Важно наличие вероятности повторения экспериментов или опытов под контролем и регуляцией другими исследователями.
Знакомство с анализом и синтезом
Решение познавательной задачи требует объединения знаний в единый вид, позволяющий дать четкое и конкретное описание объекта изучения. При этом мнение будет опираться на знание о свойствах, структуре и природе предмета. Совершается объединение методами анализа и синтеза, которые являются двумя универсальными и противоположно направленными операциями рассуждения:
- Анализ – дефрагментация или разъединение целостной картины предмета на множество составных частей для всестороннего исследования.
- Синтез – мыслительный прием, подразумевающий объединение ранее выделенного множества частей предмета в единую схему.
Анализ бывает природным, практическим и мыслительным. Также существуют понятия метанализа и метасинтеза.
Процесс абстрагирования
Одной из основных форм научного познания является понятие абстрагирования – мыслительного приема, базирующегося на отвлечении внимания познающего от набора свойств и отношений определенного объекта изучения. Но в то же время человек выделяет для себя определенные интересующие его свойства. Примером абстрагирующих действий является создание абстракции, которая может быть как отдельно взятым понятием, так и целой системой.
Процессы абстрагирования включают в себя две ступени контроля, основанные на установлении относительных самостоятельных свойств и выделении некоторых из них в силу интереса исследователя.
Процесс обобщения
Формой научного познания также является обобщение – мыслительный прием, позволяющий установить общность между свойствами и признаками объекта. Операции обобщения осуществляются в виде переходов от частных и/или менее общих суждений и понятий к более общим. Данный процесс тесно взаимосвязан со способностью к абстрагированию. Дело в том, что абстрагирование выделяет конкретные качественные характеристики предметов познания, тем самым позволяя далее их объединять и обобщать. Каждый объект класса обладает как индивидуальным рядом признаков, так и общим для всего класса. Обобщение имеет определенный предел расширения, который может наступать на некотором уровне широты познания. Заканчивается это все созданием философского разграничения на категории с предельно широкими «границами» понятий. Именно они и составляют научную основу знания.
Понятие индукции и дедукции
Структура научного познания и формы научного познания включает в себя также понятие индукции и дедукции:
- Индукция – способы рассуждений и методы исследования, создающие общий вывод на основании частного ряда посылок (бывает полной и неполной).
- Дедукция – особая форма рассуждения, благодаря которой из общего набора посылок создается заключение с частным характером.
Основными формами и уровнями научного познания также являются понятия аналогии и моделирования; первая основана на нахождении сходства в признаках между объектами. Бывает ассоциативной и логической. Моделирование – это форма изучения, основанная на создании копии изучаемого объекта. Модель всегда обладает теми же свойствами, что и реальный объект.
Эмпирическое исследование
Эмпирические формы научного познания являются еще одним из главных методов науки. Эксперимент может быть применен в широком и узком значении. Широкое значение объединяет в себе обыденные знания, накопленные в процессе развития практики человеческой расы. В узком значении эмпирическое исследование – это особый этап приобретения фактических данных об объекте изучения, основанный на наблюдениях и экспериментах.
Наблюдение – это конкретизированная форма восприятия данных об объективной действительности по отношению к изучаемому предмету. Оно бывает прямым, косвенным и непосредственным. Также существует понятие измерения, основанное на фиксации конкретных математических данных.