Развитие менеджмента в России является сегодня одной из приоритетных задач руководителей различного типа бизнеса. Далеко не всем предпринимателям удается грамотно управлять материальными и людскими ресурсами. К сожалению, большинство представителей малого бизнеса не уделяют достаточно внимания основам предпринимательского дела и экономики.
Сегодня существует две важные проблемы менеджмента в России.
Во-первых, реальное состояние отечественной экономики сильно отличается от условий, в которых прошли свое зарождение западные принципы менеджмента, но на которые ориентируется российская экономика. Суть указанной проблемы находится в выбираемом инструменте, предусмотренном для ее решения. Другими словами, отечественными экономистами не учитывается тот факт, что при использовании опыта западноевропейских стран получается результат, во многом отличный от ожидаемого.
Во-вторых, развитие менеджмента в России сопряжено с такой проблемой, как несоответствие должному уровню компетентности современных руководителей предприятий. Этот факт может привести к неверным решениям в управлении. До недавнего времени категория руководителей формировалась из специалистов, показывающих себя профессионалами на предыдущих должностях. И, достигая каждого нового уровня, они продолжали движение по административной лестнице до наивысших управленческих должностей.
Проблема менеджмента заключается в том, что, заняв менеджерскую позицию, управленец остается узким специалистом без элементарных навыков управления персоналом и предприятием. Именно поэтому, прежде чем принимать определенные решения, руководителю необходимо получить минимальный набор знаний, основанный на изучении минимальной практики с адаптацией к российской экономике.
Одна из типичных ошибок, которые совершают руководители – полное исключение себя из деятельности, которая направлена на создание системы менеджмента. В основном руководители считают, что, приняв на работу менеджера, задачу выполнили в полной мере. И поэтому построение эффективного менеджмента становится заботой только одного специалиста при совершенном равнодушии со стороны всего персонала. При таком подходе к организации управления добиться определенных успехов достаточно сложно.
Также ко всему изложенному можно добавить, что развитие менеджмента в России сопровождается такими проблемами, как управление занятостью, банковский менеджмент, антикризисное управление и применение информационных технологий в управлении. Самое важное в достижении результативности этой сферы деятельности – правильно расставить приоритеты в решении описанных выше проблем.
Для большего понимания сути управления необходимо рассмотреть этапы развития менеджмента в России.
Эта отрасль развивалась с давних времен. Активизация управленческих взглядов на менеджмент датируется 16-м веком, для которого характерна ликвидация федеральной раздробленности и объединение всех рынков в единое целое.
Заметный вклад в историю менеджмента внесла Екатерина II в 18-м веке. Для совершенствования системы управления Россия разделилась на 50 губерний, возглавляемых губернаторами. При этом каждая из губерний еще делилась на несколько уездов (в среднем 10-15).
Развитие менеджмента в России продолжилось при Александре I. В 19-м веке прошло учреждение министерств, а дальше были осуществлены такие реформы, как крестьянская, земская и городская.
В начале 20-го века П. Столыпиным были предложены реформы в сфере земского самоуправления, которые предполагали использование различных систем выборов и ликвидацию сословной иерархии в государственном управлении.
Именно в этом направлении и продолжалось дальнейшее развитие менеджмента в России, эффективность которого и по сей день зависит от государственного управления.