Популярная модель ВАЗ 4, или как ее еще называют "четверка", уже много лет является одним из самых узнаваемых автомобилей России. Этот практичный и надежный универсал завоевал любовь миллионов автолюбителей благодаря доступной цене, простоте в эксплуатации и ремонте.
Замысел и разработка ВАЗ-2104
Разработка модели ВАЗ-2104 началась в начале 1980-х годов на Волжском автомобильном заводе. Целью было создание нового универсала, который должен был прийти на смену морально устаревшей модели ВАЗ-2102. За основу конструкторы взяли хорошо зарекомендовавший себя заднеприводный седан ВАЗ-2105. От него «четверка» унаследовала основные узлы и агрегаты. Главным отличием стала новая задняя часть кузова увеличенной длины со складывающимся задним диваном. Это позволило существенно увеличить объем багажника и вместимость автомобиля.
Еще одним важным новшеством стало применение на ВАЗ-2104 «дворника» с омывателем на заднем стекле – впервые в практике отечественного автомобилестроения. Для увеличения запаса хода объем топливного бака вырос до 45 литров. В остальном универсал получил те же узлы и агрегаты, что и «пятерка»: двигатель ВАЗ-21011 объемом 1,3 л мощностью 69 л.с., 4-ступенчатую механическую коробку передач, переднюю подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости.
На экспорт автомобиль поставлялся под названиями Lada Combi, Lada Riva Estate, Lada Nova Kombi, Lada Signet Wagon, Lada Kalinka Olympe. Это позволило расширить его популярность далеко за пределами СССР.
Начало производства и модификации
Серийное производство ВАЗ-2104 началось в 1984 году на Волжском автозаводе в Тольятти. Уже в первый год было выпущено 95 500 автомобилей. Официальная цена в каталоге в 1991 году составляла 9100 рублей.
Со временем на «четверку» стали устанавливать модернизированные двигатели с увеличенным рабочим объемом – сначала 1,5 л карбюраторный мощностью 75 л.с., затем 1,5 и 1,6 л с распределенным впрыском топлива. Коробка передач также претерпела изменения: 5-ступенчатую МКПП заменили на 4-ступенчатую.
В начале 1990-х годов универсал получил обновленную пластиковую переднюю панель и сидения от ВАЗ-2107. Это придало интерьеру более современный вид. В 2000-х годах освоили выпуск модификации ВАЗ-21045 с дизельным двигателем ВАЗ-341 объемом 1,5 л и мощностью 50 л.с. производства Барнаульского моторного завода.
С 2003 года производство ВАЗ-2104 было передано на Ижевский автозавод, где его выпускали вплоть до осени 2012 года. Последние машины комплектовались инжекторным двигателем ВАЗ-21126 объемом 1,6 л и мощностью 78 л.с.
Технические характеристики и особенности
На протяжении долгой истории выпуска технические характеристики ВАЗ-2104 претерпели существенные изменения. Рассмотрим основные параметры по поколениям.
Поколение | Годы выпуска | Двигатель | Мощность, л.с. |
1-е | 1984-1988 | ВАЗ-21011 | 69 |
2-е | 1988-1996 | ВАЗ-21061 | 75 |
3-е | 1996-2000 | ВАЗ-21061 | 78 |
4-е | 2000-2012 | ВАЗ-21126 | 78 |
На всех поколениях стояла 4-ступенчатая МКПП. Максимальная скорость составляла 135-145 км/час в зависимости от модификации. Объем топливного бака не менялся и составлял 45 литров.
Отличительными особенностями "четверки" были простота в уходе и обслуживании, неприхотливость к условиям эксплуатации, хорошая проходимость. Эти качества обеспечивали популярность модели на протяжении многих лет.
Однако у ВАЗ-2104 были и слабые места. Это повышенный расход топлива, не самая комфортная езда из-за жестковатой задней подвески на пружинах, а также проблемы с обогревом особенно на задних сиденьях.
Тем не менее, по сравнению с основными конкурентами – «уазами», «газелями» и ЗАЗами – «четверка» выгодно выделялась своей надежностью и доступностью запчастей.
Достоинства и недостатки ВАЗ-2104
Несмотря на отдельные недостатки, ВАЗ-2104 обладал рядом существенных достоинств, которые и обеспечили ему многолетнюю популярность.
- Простота в уходе и обслуживании. Доступность и низкая стоимость запчастей.
- Вместительный салон и большой объем багажника.
- Хорошая проходимость и неприхотливость к плохим дорогам.
- Надежность и неприхотливость к суровым условиям эксплуатации.
К недостаткам можно отнести:
- Повышенный расход топлива по сравнению с иномарками.
- Недостаточно эффективное отопление, особенно на задних сиденьях.
- Жесткая задняя подвеска на пружинах снижает комфортность езды.
- Высокий уровень шума в салоне на больших скоростях.
Модификации и доработки ВАЗ-2104
Благодаря простой и технологичной конструкции, ВАЗ-2104 пользовался большой популярностью у любителей тюнинга и доработок.
Самым распространенным вариантом модернизации была установка на «четверку» более мощных двигателей от других моделей ВАЗа или иномарок. Часто можно было встретить «заряженные» 1.7-литровые или даже 2-литровые моторы мощностью 100-120 л.с.
Также автолюбители устанавливали на ВАЗ-2104 спортивные выхлопные системы, обвесы, спойлеры, литье. Популярным вариантом тюнинга была модернизация подвески с установкой более жестких пружин, стабилизаторов и амортизаторов повышенного трения.
Интересные факты о ВАЗ-2104
За долгую историю выпуска вокруг «четверки» сложилось немало легенд и интересных фактов.
- ВАЗ-2104 неоднократно участвовал в ралли и гонках, в том числе в знаменитом ралли «Дакар».
- На «четверках» ездили многие политики и знаменитости, в том числе Михаил Горбачев.
- Автомобиль снимался в таких фильмах, как «Афоня», «Бумер», «Человек с бульвара Капуцинов».
- Существуют экзотические модификации ВАЗ-2104, например, пикап на базе «четверки».
Современное состояние и перспективы
Несмотря на прекращение массового производства в 2012 году, ВАЗ-2104 и сегодня остается одним из самых популярных автомобилей в России.
Огромный парк, налаженное производство запчастей и доступность на вторичном рынке позволяют «четверке» оставаться востребованной в самых разных регионах страны.
Не исключено, что в будущем легендарная модель дождется рестайлинга и может вновь запуститься в производство уже в современном облике.
ВАЗ-2104 в кино и культуре
За годы своего существования ВАЗ-2104 прочно вошел в массовую культуру и получил широкое отражение в кинофильмах, песнях, анекдотах.
«Четверка» много раз фигурировала в советских кинофильмах в качестве одного из главных автомобильных символов эпохи. Ее можно увидеть в таких лентах, как «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Гараж» и многих других.
В постсоветское время ВАЗ-2104 снимался в фильмах «Бумер», «Жмурки», «Афоня», символизируя атмосферу 90-х. Также «четверка» мелькает в клипах Ленинграда, Макса Коржа, других исполнителей.
Автомобиль часто упоминается в анекдотах, песнях, стихах и другом фольклоре. О нем сложено немало легенд и баек, передающихся «из уст в уста».
ВАЗ-2104 в автоспорте
Благодаря своей выносливости и проходимости ВАЗ-2104 неоднократно принимал участие в раллийных соревнованиях, в том числе международного уровня.
В частности, на модифицированных «четверках» российские экипажи стартовали в легендарном ралли «Дакар» в 1990-е и 2000-е годы. Гоночные ВАЗ-2104 отличались усиленной подвеской, дополнительной защитой и мощными двигателями.
Также «четверки» с успехом выступали в ралли «Шелковый путь», различных соревнованиях по трофи-рейдам и других автогонках, доказывая надежность и выносливость этой модели в экстремальных условиях.
Сохранение и реставрация ВАЗ-2104
Сегодня все больше энтузиастов занимаются поиском, сохранением и реставрацией классических ВАЗ-2104.
Любители «четверки» восстанавливают как серийные экземпляры разных лет выпуска, так и уникальные гоночные модификации.
Для сохранения исторического наследия проводятся специальные слеты, конкурсы и выставки ретро-автомобилей ВАЗ, где можно увидеть отреставрированные «четверки» во всем великолии.
Такие мероприятия позволяют продлить жизнь легендарной модели и оценить ее вклад в историю отечественного автопрома.
Перспективы и будущее ВАЗ-2104
Несмотря на окончание серийного производства, у ВАЗ-2104 есть потенциал и в будущем.
Развитие ретро-движения, интерес к истории автопрома создают предпосылки для возвращения этой модели уже в современном исполнении.
Возможен выпуск ограниченных партий реплик или коллекционных изданий ВАЗ-2104 с сохранением классического дизайна и оснащением современной начинкой.
Также не исключено использование бренда и образа «четверки» при создании принципиально новых моделей Автоваза, ориентированных на поклонников ретро-стиля.