Аварийное зажигание АЗ-1 - это компактное и недорогое устройство, которое поможет запустить двигатель и продолжить движение при отказе штатной системы зажигания. Давайте разберемся, как оно устроено и как правильно подключить.
Назначение и состав АЗ-1
Аварийное зажигание АЗ-1 предназначено для обеспечения работы двигателя в случае отказа штатной системы зажигания. Оно подходит для большинства карбюраторных двигателей с электронным зажиганием.
В комплект АЗ-1 входят:
- Блок управления с кабелями и разъемами
- Инструкция по эксплуатации
Основные технические характеристики АЗ-1:
Габариты блока | 12x8x5 см |
Вес | 0,6 кг |
Питание | 12В от бортовой сети |
Принцип работы
Схема подключения АЗ-1 довольно проста. Необходимо отсоединить разъем от штатного электронного распределителя зажигания и подключить его к блоку АЗ-1. После этого при включении зажигания АЗ-1 начнет вырабатывать импульсы для системы зажигания вместо штатного распределителя.
Пошаговая инструкция по подключению АЗ-1:
- Отсоединить разъем от электронного распределителя зажигания
- Подсоединить этот разъем к блоку АЗ-1
- Включить зажигание, при этом должен загореться красный индикатор на блоке
- Завести двигатель обычным способом
Помимо аварийного зажигания, АЗ-1 можно использовать для сушки свечей, проверки датчика Холла и электронного коммутатора.
Подключение для сушки свечей
Свечи зажигания могут намокнуть при попадании воды в цилиндры. Мокрые свечи необходимо просушить перед запуском двигателя.
Раньше для сушки свечей использовали газовые горелки, паяльные лампы и другие источники тепла. АЗ-1 позволяет высушить свечи прямо на двигателе.
Для сушки свечей АЗ-1 подключают по такой схеме:
- Отсоединить разъем распределителя зажигания и подключить к АЗ-1
- Снять высоковольтные провода со свечей
- Установить центральный провод катушки на свечу первого цилиндра
- Включить зажигание на 1-2 минуты для прогрева первой свечи
- Повторить для остальных свечей
Такая схема сушки свечей позволяет сэкономить время и избежать демонтажа свечей с двигателя. После сушки все провода и разъемы возвращают на место.
Проверка исправности коммутатора
Проверка исправности коммутатора
Коммутатор зажигания генерирует импульсы высокого напряжения для системы зажигания. При его неисправности двигатель не заводится.
Для проверки коммутатора с помощью АЗ-1 нужно:
- Подключить АЗ-1 вместо штатного распределителя
- Поднести центральный провод катушки к массе на расстоянии 5 мм
- Включить зажигание и посмотреть, есть ли искра
При исправном коммутаторе должна наблюдаться искра между проводом и массой.
Диагностика датчика Холла
Датчик Холла определяет положение коленвала и посылает сигнал в коммутатор зажигания. Его неисправность приводит к пропускам зажигания.
Для проверки датчика Холла используют специальное диагностическое оборудование. Но АЗ-1 тоже позволяет это сделать следующим образом:
- Подключить устройство вместо штатного распределителя
- Плавно проворачивать коленвал стартером
- Следить за устойчивым свечением индикатора АЗ-1
При исправном датчике свечение индикатора будет ровным. Прерывистое свечение указывает на дефект.
Рекомендации по эксплуатации АЗ-1
При использовании аварийной схемы АЗ-1 рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Скорость не более 90 км/ч
- Время непрерывной работы до 30 минут
- Плавные разгоны и торможения
Это обеспечит устойчивую работу системы зажигания и избежание поломок.
Намотка спидометра
С помощью АЗ-1 можно произвести намотку показаний спидометра. Для этого нужно:
- Подключить выводы АЗ-1 к аккумулятору и разъему спидометра
- Включить питание на 10 секунд
За это время прибор накрутит около 500 метров пути. Такая схема намотки пригодится, если нужно изменить пробег автомобиля.
Неисправности при эксплуатации
Во время намотки показаний или аварийной работы возможны неполадки из-за особенностей системы. Рассмотрим самые распространенные:
- Перебои в работе двигателя
- Погасание индикатора АЗ-1
- Отсутствие намотки спидометра
Устранение неполадок при эксплуатации АЗ-1
Рассмотрим основные способы устранения неисправностей, возникающих при использовании аварийного зажигания АЗ-1.
Перебои в работе двигателя
Перебои в работе двигателя могут быть вызваны особенностями аварийной схемы зажигания. Рекомендуется:
- Проверить надежность контактов при подключении АЗ-1
- При возможности заменить неисправные свечи или форсунки
- Соблюдать плавность хода машины
Погасание индикатора АЗ-1
Если индикатор на блоке АЗ-1 не горит или гаснет, нужно:
- Проверить правильность подключения устройства
- Заменить подгоревший предохранитель в цепи питания
- Зарядить или заменить аккумулятор
Отсутствие намотки спидометра
Помимо обрывов в цепи подключения, причиной может быть:
- Неправильный тип разъема спидометра
- Наличие дополнительного контроллера в системе измерения скорости
Замена блока управления
При выходе из строя самого блока АЗ-1 его можно:
- Отремонтировать у производителя
- Приобрести новый блок
Претензии к качеству
Если устройство вышло из строя по вине производителя, необходимо:
- Составить рекламацию с подробным описанием дефекта
- Отправить блок производителю согласно инструкции
Поиск и устранение скрытых дефектов
Помимо очевидных поломок, в аварийном зажигании АЗ-1 могут возникать скрытые дефекты, приводящие к сбоям в работе.
Проверка целостности изоляции проводов
Со временем изоляция проводов может нарушиться, что приведет к коротким замыканиям. Необходимо периодически проверять ее мультиметром на наличие сквозных повреждений.
Чистка и смазка контактов
Загрязнение и окисление контактных групп вызовет плохой электрический контакт. Рекомендуется регулярно очищать контакты специальными средствами и смазывать их техническим вазелином.
Замена элементов питания
Со временем могут подгореть или разряжаться элементы питания в схеме АЗ-1. Их своевременная профилактическая замена позволит избежать внезапных отказов устройства.
Обновление прошивки блока управления
Производитель может выпускать обновленную прошивку для блока АЗ-1, исправляющую скрытые ошибки и улучшающую работу. Рекомендуется уточнять наличие обновлений и устанавливать их.
Правила безопасной эксплуатации
Чтобы снизить риск поломок и травм при использовании АЗ-1, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- Использовать средства индивидуальной защиты - перчатки, очки
- Пользоваться только исправным, сертифицированным оборудованием
- Не оставлять работающее устройство без присмотра
Регламентные работы при эксплуатации АЗ-1
Для поддержания работоспособности аварийного зажигания АЗ-1 рекомендуется проводить следующие регламентные работы:
Проверка работы индикаторов
Необходимо периодически проверять исправность световых индикаторов на корпусе АЗ-1. Неработающий светодиод может сигнализировать о неполадках.
Замена предохранителей
Со временем предохранители в электрической схеме выходят из строя. Их замена по мере необходимости позволит избежать отказов.
Чистка и смазка разъемов
Нужно регулярно очищать контакты разъемов от загрязнений и окислов, а также смазывать их техническими спреями для обеспечения надежного электрического контакта.
Обновление микропрограммы
Желательно следить за обновлениями прошивки блока управления АЗ-1 от производителя и своевременно их устанавливать для исправления скрытых дефектов.
Профилактический осмотр
Необходимо периодически проводить визуальный осмотр АЗ-1, проверяя целостность корпуса, проводов, разъемов. Это позволит своевременно обнаружить возможные повреждения.
Гарантийный и постгарантийный ремонт АЗ-1
В случае выхода аварийного зажигания АЗ-1 из строя его можно отремонтировать как на гарантии, так и за счет владельца. Рассмотрим особенности...