Москвич 404: забытый автомобиль из прошлого

Москвич 404 - малоизвестная модель легендарного советского автопрома 1950-х годов. Этот уникальный автомобиль с открытым кузовом имеет интересную историю создания и применения в автоспорте.

Предпосылки создания Москвича 404

В 1946 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начался выпуск модели Москвич-400 на базе довоенного немецкого Opel Kadett. Этот автомобиль выпускался 10 лет вплоть до 1956 года. В 1949 году появилась модернизированная модель Москвич-401 с небольшим увеличением мощности двигателя до 26 л.с.

На "Москвиче-400" с 34-сильным двигателем Л. Гивартовский развил аж 114,2 км/ч, а ведь стандартная машина едва достигала 90 км/ч.

В начале 1950-х годов на заводе объявили конкурс на создание принципиально новой модели Москвича. Инженер И.А. Гладилин выдвинул идею улучшения аэродинамики за счет низкого открытого кузова типа "родстер". Этот проект и лег в основу экспериментального гоночного автомобиля Москвич 404.

Москвич спортивный

Конструкция и двигатель Москвича 404

В 1954 году на базе серийного 2-местного купе Москвич-403 был построен прототип Москвича 404 с открытым несущим стальным кузовом. Габариты автомобиля составили: длина 4130 мм, ширина 1375 мм, высота 1015 мм при колесной базе 2340 мм.

Москвич 404 оснащался экспериментальным 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1074 куб. см и мощностью 58 л.с., что было достигнуто установкой 4 карбюраторов от мотоцикла ИЖ-49. Подвеска, рулевое управление и тормоза использовались от серийного Москвича 401.

Москвич 404 в боксе автодрома

Использование в автогонках

В 1954 году Москвич 404 впервые принял участие в чемпионате СССР по автомобильным гонкам. На нем гонщики Л.Гивартовский и В.Веселов завоевали серебряные медали чемпионата. В 1955 году Москвич 404 занял 3 место в чемпионате.

Наибольшего успеха Москвич 404 история создания добился в 1957-1959 гг., когда 3 раза подряд выигрывал командный зачет чемпионата СССР по автогонкам. Для повышения мощности в 1959 году на автомобиль был установлен форсированный 70-сильный двигатель от модели Москвич 407.

Москвич на авторалли

Технические характеристики

Основные технические характеристики Москвича 404 были следующие:

  • Рабочий объем двигателя - 1074 / 1358 куб. см
  • Мощность - 58 / 70 л.с.
  • Максимальная скорость - 147 / 156 км/ч
  • Коробка передач - 3 / 4 ступени
  • Размер шин - 5.00х16 / 5.60х15 дюймов

После замены двигателя на более мощный вариант от модели Москвич 407 технические показатели Москвича 404 заметно выросли.

Легендарный Москвич 404 на автогонках

Участие в гонках

Москвич 404 принимал активное участие в чемпионатах СССР по автогонкам на протяжении 1954-1959 гг. За это время на его счету 3 победы в командном зачете чемпионатов СССР, а также несколько серебряных и бронзовых наград.

На автомобиле, достигавшем 147 км/ч, Л. Гивартовский в 1954 г. завоевал 2 место в чемпионате СССР.

Выдающиеся достижения Москвича 404 в автогонках сделали его поистине легендарным автомобилем.

Сохранившиеся экземпляры

К сожалению, Москвич 404 фото которого можно было бы показать, сохранились лишь на черно-белых снимках тех лет. Сам автомобиль в натуральном виде до наших дней не дожил.

Оригинальный Москвич 404 был списан в 1965 году. Однако его «дух» жив до сих пор в истории советского автопрома и автоспорта.

Сувенир - Москвич 404

Наследие и память

Гоночный Москвич 404 сыграл важную роль в развитии советских автомобилей "Москвич". Он послужил прообразом для создания последующих поколений гоночных моделей вплоть до "Москвича-Г5" 1970-х годов.

Память об этой легендарной машине по-прежнему жива среди ветеранов отечественного автоспорта и поклонников советских автомобилей.

Модернизации Москвича 404

На протяжении использования в автогонках Москвич 404 неоднократно модернизировался для повышения скоростных и динамических характеристик.

В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач вместо прежней трехступенчатой. Также были установлены 15-дюймовые шины вместо 16-дюймовых и дуга безопасности для защиты гонщика.

Уникальность конструкции

Москвич 404 обладал по тем временам уникальной конструкцией, что и обеспечило ему успех в автогонках.

Ключевыми особенностями этой модели были:

  • Низкий стальной несущий кузов типа "родстер"
  • Мощный форсированный двигатель с 4 карбюраторами
  • Высокие скоростные и динамические характеристики
  • Хорошая управляемость и курсовая устойчивость

Эти качества позволили Москвичу 404 показывать отличные результаты на гоночных трассах.

Гоночные рекорды

На протяжении гоночной карьеры пилоты установили на Москвиче 404 несколько рекордов скорости.

В 1956 году на родственной модели Москвич-Г2 гонщик Ю.Чвиров поставил 3 всесоюзных рекорда со старта с места на дистанциях 50 км, 100 км и 500 км.

Максимальная скорость Москвича-Г2 составила 223 км/ч, что по тем временам было выдающимся достижением.

Заслуги перед автопромом

Гоночный Москвич 404 сыграл большую роль в развитии советского автомобилестроения.

Благодаря ему инженеры смогли протестировать новые конструктивные решения, которые затем нашли применение на серийных моделях.

Также Москвич 404 послужил прообразом для создания последующих поколений гоночных "Москвичей", которые принесли славу советскому автопрому.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.