ВАЗ-2103 универсал: история автомобиля, которого не было

Автомобиль ВАЗ-2103 пользовался большой популярностью в СССР. Многие мечтали о его универсальной версии, которой так и не появилось в серийном производстве. Давайте разберемся в причинах и последствиях этой истории.

Предпосылки создания ВАЗ-2103 универсал

ВАЗ-2103 был создан в 1972 году на базе итальянской модели Fiat 125. Благодаря комфортабельности и элегантному внешнему виду с обилием хромированных деталей, "тройка" пользовалась популярностью у советских автолюбителей.

В то же время на ВАЗе выпускались и универсальные модели - ВАЗ-2101 в кузове "двойка" и его преемник ВАЗ-2102. У многих возникал вопрос: почему бы не сделать универсал на базе "тройки"?

Еще в 1970 году во время работ над седаном ВАЗ-2103 конструкторы FIAT показали советским специалистам эскиз "трешки-универсала", к идее производства которого в Тольятти вернулись через пару лет.

В 1976 году по указанию руководства ВАЗа были изготовлены 3 опытных образца ВАЗ-2103 в кузове универсал.

Три прототипа ВАЗ-2103 универсал

Конструкция опытных ВАЗ-2103 универсал 1976 года выглядела следующим образом:

  • Кузов от серийного ВАЗ-2102
  • Передняя часть и интерьер от ВАЗ-2103
  • 1,5-литровый двигатель мощностью 75 л.с.
  • Коробка передач - 4-ступенчатая МКПП

Три автомобиля были переданы для тестирования в различные организации:

  1. "АвтоВАЗтехобслуживание"
  2. "Дмитровский автополигон"
  3. "Центр стиля" УГК ВАЗ

По результатам испытаний пришли положительные отзывы и пожелания по доработке модели. Однако в серийное производство ВАЗ-2103 универсал так и не пошел.

Причины, по которым модель не была запущена в производство:

  • Сложности внедрения в принятую на ВАЗе систему индексации
  • Трудности освоения производства листовых рессор
  • Нежелание руководства ВАЗа усложнять модельный ряд

Что касается судьбы трех опытных экземпляров ВАЗ-2103 универсал после испытаний, то известно следующее:

  1. Один автомобиль эксплуатировался в "АвтоВАЗтехобслуживании"
  2. Второй работал на Дмитровском автополигоне
  3. Третий в 1977 году попал в ДТП, после чего для него изготовили новый кузов

Легенды вокруг "несуществующей" модели

Несмотря на малочисленность выпущенных экземпляров, ВАЗ-2103 универсал окутан множеством слухов и домыслов.

Так, в советские времена "ваз 2103 универсал фото" бытовало мнение, что это испорченная копия Fiat 125. Другие считали, что в 1980-е годы модель якобы выпускалась малыми партиями в Тольятти.

Подтверждением гаражных байок служили переделанные из серийных ВАЗ-2102 автомобили с характерным "троечным" передком.

Инженеры с опытным ВАЗ-2103 универсал 1976 года

Легенды вокруг "несуществующей" модели

Известный актер Михаил Жванецкий, владевший ВАЗ-2103, в интервью назвал эту модель "абсолютно безотказным автомобилем". Вероятно, он также положительно отозвался бы и об универсальной версии "тройки".

Упоминания опытных ВАЗ-2103 универсал встречаются в произведениях культуры. К примеру, в советском кинофильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" главный герой ездит на "тройке", которая могла бы быть и универсалом.

Популярность "мифической" модели

Причины такого пристального внимания к несостоявшейся модели кроются в следующем:

  • Ностальгия по советской эпохе, ее символам
  • Ореол загадочности и недосказанности
  • ВАЗ-2103 считался престижным автомобилем
  • Любовь автолюбителей к универсальным кузовам

Многие мечтали о такой машине и после прекращения выпуска ВАЗ-2103 в 1984 году. Отсюда и неувядающий интерес к теме.

Три опытных ВАЗ 2103 универсал на берегу Волги

Как повлиял бы серийный выпуск ВАЗ-2103 универсал в 1970-80-е годы на автопром и восприятие марки "Жигули"?

Вероятно, эта модель пользовалась бы большим спросом как практичный и стильный автомобиль. Количество выпущенных за 12 лет экземпляров могло составить около 500 000 штук.

Актуальность модели в наши дни

Сегодня ВАЗ-2103 в целом и тем более в кузове универсал вызывает интерес у ценителей ретро-автомобилей.

Восстановленные или сохранившиеся в оригинальном виде экземпляры этой модели можно встретить на автомобильных выставках.

Что думают современные автолюбители

Мнения нынешних автовладельцев об истории с несостоявшимся универсалом расходятся. Одни считают, что ВАЗ упустил шанс расширить модельный ряд. Другие полагают, что "тройка" и так была достаточно удачной моделью.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.