Датчики абсолютного давления (МАП) играют важную роль в работе современных автомобилей с инжекторными и дизельными двигателями. От их исправности и точности зависит оптимальное соотношение топлива и воздуха в цилиндрах. Давайте разберемся, что из себя представляет МАП-датчик, как он устроен, и зачем он нужен в автомобиле.
Назначение и функции МАП-датчика
Основными функциями датчика абсолютного давления являются:
- Контроль давления воздуха во впускном коллекторе
- Расчет оптимального количества топлива для впрыска в цилиндры двигателя
Благодаря показаниям МАП-датчика, блок управления может в режиме реального времени корректировать работу системы впрыска топлива в зависимости от нагрузки на двигатель. Это позволяет:
- Обеспечить экономичный расход топлива
- Снизить токсичность отработавших газов
- Увеличить мощность и динамику двигателя
Без МАП-датчика современный инжекторный или дизельный двигатель работать не сможет. По сути, этот небольшой датчик является глазами системы впрыска, позволяя ей видеть, сколько воздуха поступает в цилиндры.
Типы МАП-датчиков
Существует два основных типа датчиков абсолютного давления:
- Аналоговые
- Цифровые
В современных датчиках применяются 2 технологии измерения - микромеханическая и тонкопленочная. Микромеханическая более современная, так как осуществляет более точные измерения.
Аналоговые МАП-датчики просты по конструкции, но менее точны. Они формируют аналоговый электрический сигнал, который непосредственно зависит от давления воздуха. Такие датчики сейчас практически не используются.
Цифровые МАП-датчики гораздо точнее благодаря применению современных технологий. В них происходит преобразование аналогового сигнала от чувствительного элемента в цифровой код, удобный для обработки блоком управления.
Принцип работы
Принцип работы датчиков абсолютного давления основан на измерении разности давления газа (воздуха) внутри корпуса датчика и во впускном коллекторе.
Внутри МАП-датчика есть полость с замкнутым объемом воздуха, в которой поддерживается опорное давление. Этот объем отделен от измеряемой среды чувствительной мембраной с тензорезисторами. Под действием перепада давления мембрана деформируется, что приводит к изменению сопротивления тензорезисторов. Это изменение фиксируется оценочной схемой датчика и преобразуется в удобный для дальнейшей обработки сигнал.
В аналоговых МАП-датчиках сигнал с тензорезисторов подается напрямую в блок управления двигателем. В цифровых датчиках происходит промежуточное преобразование сигнала в цифровой код с помощью аналого-цифрового преобразователя.
Тип датчика | Сигнал на выходе |
Аналоговый | Аналоговый сигнал |
Цифровой | Цифровой код |
Таким образом, цифровой МАП-датчик гораздо удобнее в обработке для современных цифровых систем управления двигателем.
Датчик абсолютного давления
Датчик абсолютного давления представляет собой компактное устройство, состоящее из корпуса и расположенных внутри чувствительных элементов.
Конструктивно в современных МАП-датчках применяется два основных типа чувствительных элементов:
- На основе толстопленочной кремниевой подложки
- С мембраной большой площади
В обоих случаях используются тензорезисторы, изменение сопротивления которых преобразуется в сигнал, пропорциональный давлению воздуха.
Корпус МАП-датчика имеет два выхода:
- Патрубок для подключения к впускному коллектору
- Электрический разъем для соединения с блоком управления двигателем
Патрубок часто выполняется под резиновый шланг, по которому измеряемое давление подводится непосредственно к чувствительному элементу датчика.
Признаки неисправности МАП-датчика
Неисправный датчик абсолютного давления нарушает нормальную работу двигателя. Возможные признаки поломки МАП-датчика:
- Повышенный и неравномерный расход топлива
- Рывки и провалы в работе двигателя
- Повышенная дымность отработавших газов
- Запах бензина из выхлопной трубы
При появлении этих или других подобных симптомов стоит как можно скорее проверить исправность МАП-датчика и при необходимости заменить.
Причины поломок МАП-датчика
К наиболее распространенным причинам выхода МАП-датчика из строя относятся:
- Некорректный монтаж датчика
- Попадание воды или моторного масла на чувствительные элементы
- Механические повреждения корпуса или соединительных проводов
- Большие перепады давления или температур
- Применение некачественных моторных масел
Особую осторожность при монтаже и эксплуатации необходимо соблюдать для МАП-датчиков турбированных двигателей, которые рассчитаны на повышенные давления.
Замена и ремонт МАП-датчика
При подозрении на неисправность датчика мап сенсор в первую очередь необходимо провести его диагностику с помощью специального сканера или тестера.
Если датчик действительно неисправен, в большинстве случаев его ремонт нецелесообразен, и проще сразу установить новый оригинальный МАП-датчик от производителя. Перед установкой важно очистить место крепления датчика от загрязнений.
После замены мап датчик гбо как правило не требует дополнительной настройки и сразу начинает передавать показания в блок управления двигателем.
Калибровка МАП-датчика
В некоторых случаях, например при установке универсального МАП-датчика вместо штатного, может потребоваться его калибровка.
Калибровка заключается в идентификации индивидуальных характеристик датчика мап газель конкретным блоком управления двигателем. Для этого с помощью диагностического сканера задается соответствие между выходным сигналом датчика и измеряемым давлением.
Такая процедура обеспечивает максимально точные показания датчика, что важно для оптимальной работы системы впрыска топлива.