Датчик абсолютного давления (МАП): что это такое и зачем он нужен

Датчики абсолютного давления (МАП) играют важную роль в работе современных автомобилей с инжекторными и дизельными двигателями. От их исправности и точности зависит оптимальное соотношение топлива и воздуха в цилиндрах. Давайте разберемся, что из себя представляет МАП-датчик, как он устроен, и зачем он нужен в автомобиле.

Назначение и функции МАП-датчика

Основными функциями датчика абсолютного давления являются:

  • Контроль давления воздуха во впускном коллекторе
  • Расчет оптимального количества топлива для впрыска в цилиндры двигателя

Благодаря показаниям МАП-датчика, блок управления может в режиме реального времени корректировать работу системы впрыска топлива в зависимости от нагрузки на двигатель. Это позволяет:

  • Обеспечить экономичный расход топлива
  • Снизить токсичность отработавших газов
  • Увеличить мощность и динамику двигателя

Без МАП-датчика современный инжекторный или дизельный двигатель работать не сможет. По сути, этот небольшой датчик является глазами системы впрыска, позволяя ей видеть, сколько воздуха поступает в цилиндры.

Типы МАП-датчиков

Существует два основных типа датчиков абсолютного давления:

  1. Аналоговые
  2. Цифровые
В современных датчиках применяются 2 технологии измерения - микромеханическая и тонкопленочная. Микромеханическая более современная, так как осуществляет более точные измерения.

Аналоговые МАП-датчики просты по конструкции, но менее точны. Они формируют аналоговый электрический сигнал, который непосредственно зависит от давления воздуха. Такие датчики сейчас практически не используются.

Цифровые МАП-датчики гораздо точнее благодаря применению современных технологий. В них происходит преобразование аналогового сигнала от чувствительного элемента в цифровой код, удобный для обработки блоком управления.

Принцип работы

Принцип работы датчиков абсолютного давления основан на измерении разности давления газа (воздуха) внутри корпуса датчика и во впускном коллекторе.

Внутри МАП-датчика есть полость с замкнутым объемом воздуха, в которой поддерживается опорное давление. Этот объем отделен от измеряемой среды чувствительной мембраной с тензорезисторами. Под действием перепада давления мембрана деформируется, что приводит к изменению сопротивления тензорезисторов. Это изменение фиксируется оценочной схемой датчика и преобразуется в удобный для дальнейшей обработки сигнал.

В аналоговых МАП-датчиках сигнал с тензорезисторов подается напрямую в блок управления двигателем. В цифровых датчиках происходит промежуточное преобразование сигнала в цифровой код с помощью аналого-цифрового преобразователя.

Тип датчика Сигнал на выходе
Аналоговый Аналоговый сигнал
Цифровой Цифровой код

Таким образом, цифровой МАП-датчик гораздо удобнее в обработке для современных цифровых систем управления двигателем.

Вид сверху на механика в автомастерской, держащего поврежденный датчик МАП

Датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления представляет собой компактное устройство, состоящее из корпуса и расположенных внутри чувствительных элементов.

Конструктивно в современных МАП-датчках применяется два основных типа чувствительных элементов:

  1. На основе толстопленочной кремниевой подложки
  2. С мембраной большой площади

В обоих случаях используются тензорезисторы, изменение сопротивления которых преобразуется в сигнал, пропорциональный давлению воздуха.

Корпус МАП-датчика имеет два выхода:

  • Патрубок для подключения к впускному коллектору
  • Электрический разъем для соединения с блоком управления двигателем

Патрубок часто выполняется под резиновый шланг, по которому измеряемое давление подводится непосредственно к чувствительному элементу датчика.

Крупный кинематографический план рук механика, аккуратно устанавливающего новый датчик МАП во впускной коллектор двигателя

Признаки неисправности МАП-датчика

Неисправный датчик абсолютного давления нарушает нормальную работу двигателя. Возможные признаки поломки МАП-датчика:

  • Повышенный и неравномерный расход топлива
  • Рывки и провалы в работе двигателя
  • Повышенная дымность отработавших газов
  • Запах бензина из выхлопной трубы

При появлении этих или других подобных симптомов стоит как можно скорее проверить исправность МАП-датчика и при необходимости заменить.

Причины поломок МАП-датчика

К наиболее распространенным причинам выхода МАП-датчика из строя относятся:

  1. Некорректный монтаж датчика
  2. Попадание воды или моторного масла на чувствительные элементы
  3. Механические повреждения корпуса или соединительных проводов
  4. Большие перепады давления или температур
  5. Применение некачественных моторных масел

Особую осторожность при монтаже и эксплуатации необходимо соблюдать для МАП-датчиков турбированных двигателей, которые рассчитаны на повышенные давления.

Замена и ремонт МАП-датчика

При подозрении на неисправность датчика мап сенсор в первую очередь необходимо провести его диагностику с помощью специального сканера или тестера.

Если датчик действительно неисправен, в большинстве случаев его ремонт нецелесообразен, и проще сразу установить новый оригинальный МАП-датчик от производителя. Перед установкой важно очистить место крепления датчика от загрязнений.

После замены мап датчик гбо как правило не требует дополнительной настройки и сразу начинает передавать показания в блок управления двигателем.

Калибровка МАП-датчика

В некоторых случаях, например при установке универсального МАП-датчика вместо штатного, может потребоваться его калибровка.

Калибровка заключается в идентификации индивидуальных характеристик датчика мап газель конкретным блоком управления двигателем. Для этого с помощью диагностического сканера задается соответствие между выходным сигналом датчика и измеряемым давлением.

Такая процедура обеспечивает максимально точные показания датчика, что важно для оптимальной работы системы впрыска топлива.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.