ГУР ЗИЛ-130: причины поломки, способы устранения, порядок сборки и разборки

ГУР ЗИЛ-130 - важнейший элемент системы рулевого управления грузовиков ЗИЛ. От его исправности зависит безопасность водителя и пассажиров. Давайте разберемся в основных причинах выхода ГУР ЗИЛ-130 из строя и способах устранения неисправностей своими руками.

1. Назначение и устройство ГУР ЗИЛ-130

Гидроусилитель руля (ГУР) ЗИЛ-130 предназначен для установки в систему рулевого управления грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и их модификаций. Основное его назначение - уменьшить усилия на рулевом колесе, особенно на неровных дорогах, повысить управляемость и безопасность.

ГУР ЗИЛ-130 может встречаться под каталожными номерами 130-3400020, 130-3405010, 4331-3400020, 4331-3400020-02.

По принципу работы ГУР ЗИЛ-130 относится к гидравлическим усилителям руля с рабочей жидкостью. В качестве источника давления используется шестеренчатый насос, приводимый от двигателя ременной передачей. Поток жидкости регулируется клапаном и поступает в гидроцилиндры, создавая усилие поворота колес.

Основные элементы ГУР ЗИЛ-130:

  • Насос гидроусилителя
  • Фильтр рабочей жидкости
  • Рулевой механизм (редуктор, вал)
  • Гидроцилиндры поворота колес
  • Трубопроводы высокого давления
  • Бачок рабочей жидкости

Рассмотрим подробнее устройство и работу основных элементов ГУР ЗИЛ-130.

Текущая гидравлическая жидкость из сальника гур зил 130

2. Диагностика неисправностей

Признаки неисправности гидроусилителя руля ЗИЛ-130 могут проявляться в повышенном люфте рулевого колеса, тугом вращении на стоящей или движущейся машине, шумах в районе насоса, течи рабочей жидкости.

Прежде всего, следует проверить:

  1. Уровень рабочей жидкости в бачке - он должен быть между метками MIN и MAX
  2. Герметичность всех трубопроводов и шлангов - не должно быть подтеков масла
  3. Работу насоса гидроусилителя - звук должен быть ровным, без стуков

Также с помощью манометра проверяют давление в системе ГУР ЗИЛ-130 - оно должно быть в пределах 8-12 атмосфер.

3. Неисправности насоса

Наиболее распространенной причиной отказа гидроусилителя руля ЗИЛ-130 является выход из строя насоса. Это может быть связано с повреждением подшипников, износом рабочих шестерен или центробежных пластин.

Также насос перестает создавать необходимое давление при:

  • проскальзывании или обрыве приводного ремня
  • попадании воздуха в гидравлическую систему

Для устранения этих неисправностей может потребоваться частичная разборка насоса гидроусилителя и замена изношенных деталей.

Разобранная рулевая колонка грузовика ЗИЛ

4. Протечки через сальники и смазка из картера

Со временем в гидроусилителе руля ЗИЛ-130 изнашиваются резиновые уплотнители и сальники. Это приводит к течам рабочей жидкости через картер рулевого механизма.

Для устранения подобной неисправности гур ЗИЛ-130 нужно:

  1. Заменить поврежденные сальники
  2. Проверить затяжку крепежа крышки картера
  3. При необходимости долить или полностью заменить масло

На старых грузовиках ЗИЛ штатные сальники чаще всего приходится менять из-за их затвердевания от возраста или износа поверхности.

5. Неисправности рулевого механизма

Помимо насоса гидроусилителя, со временем могут изнашиваться детали самого рулевого механизма ЗИЛ-130. Это проявляется в увеличении люфта рулевого колеса, неточности поворота передних колес, заеданиях при вращении.

Типичные неисправности рулевого механизма гур ЗИЛ-130:

  • Износ шарниров рулевых тяг
  • Заклинивание шаровых опор вала
  • Увеличенный люфт соединений из-за ослабления гаек
  • Повреждение зубчатой рейки или шестерни

Для устранения этих дефектов требуется частичная разборка рулевого механизма и замена изношенных деталей. В сложных случаях - полная замена гур ЗИЛ-130.

6. Полная разборка ГУР ЗИЛ-130

Если неисправности гидроусилителя руля носят комплексный характер, может потребоваться его полная разборка и осмотр всех внутренних компонентов.

Последовательность полной разборки гур ЗИЛ-130:

  1. Слить рабочую жидкость из бачка в емкость
  2. Отсоединить все трубопроводы и шланги от насоса и рулевого механизма
  3. Снять крепления рулевой колонки и вынуть вал из редуктора

Далее разбираются отдельные узлы: насос, гидроцилиндры, клапанный блок. Проводится осмотр все деталей, замена изношенных.

7. Сборка ГУР ЗИЛ-130 после ремонта

Сборка гидроусилителя руля после разборки или ремонта - ответственный этап, от качества которого зависит работоспособность всего узла.

Важно: сборка ведется в чистом помещении с использованием калибровочных приспособлений.

Последовательность сборки гур ЗИЛ-130:

  1. Установка центрального вала в рулевой механизм
  2. Подсоединение гидроцилиндров и трубопроводов
  3. Монтаж и регулировка насоса гидроусилителя

Перед установкой заливается свежая рабочая жидкость. Обязательно проводятся тестовый прогон и проверка герметичности.

8. Профилактика и обслуживание

Для безотказной работы гидроусилитель руля ЗИЛ-130 требует периодического обслуживания и профилактики.

Рекомендуемая периодичность:

  • Проверка креплений и состояния шлангов - 1 раз в месяц
  • Замена фильтра рабочей жидкости - 1 раз в год или чаще
  • Замена масла - 1 раз в 2 года

Своевременное обслуживание позволит продлить срок службы гур ЗИЛ-130 и избежать крупных поломок.

9. Покупка и установка нового ГУР

При значительном износе или выходе из строя гидроусилителя руля целесообразнее приобрести и установить новый гур ЗИЛ-130, чем пытаться отремонтировать старый.

При выборе обратите внимание на:

  • Соответствие модели гидроусилителя модификации грузовика
  • Наличие сертификатов и гарантии от производителя
  • Комплектность поставки (насос, рулевой механизм, трубопроводы и пр.)

Установка нового ГУР ЗИЛ-130:

  1. Демонтаж старого гидроусилителя
  2. Установка кронштейнов крепления нового ГУР
  3. Подсоединение трубопроводов и электропроводки
  4. Заполнение рабочей жидкостью и проверка герметичности

10. Особенности ремонта ГУР в условиях автосервиса

Для качественного ремонта гидроусилителя руля в автосервисе необходимо специальное оборудование:

  • Подъемник или опрокидыватель кабины
  • Стенд проверки герметичности ГУР
  • Устройство для прокачки гидросистемы
  • Комплект инструментов для разборки узлов

Также автосервис обладает необходимым запасом расходных материалов - сальников, прокладок, рабочей жидкости, которые могут потребоваться при ремонте.

11. Особенности самостоятельного ремонта ГУР ЗИЛ

При самостоятельном ремонте гидроусилителя руля ЗИЛ-130 следует учитывать:

  • Отсутствие специального оборудования и стендов
  • Необходимость подбора расходных материалов
  • Сложность проверки качества сборки и герметичности

Поэтому перед разборкой ГУР в гаражных условиях следует тщательно подготовиться - изучить схему, собрать инструменты и запчасти.

12. Рекомендуемый инструмент для ремонта ГУР ЗИЛ-130

Для успешного ремонта гидроусилителя руля ЗИЛ-130 в условиях гаража или мастерской потребуется следующий минимальный набор инструментов:

  • Комплект гаечных ключей
  • Отвертки (шлицевая, крестовая, торцовая)
  • Плоскогубцы
  • Молоток
  • Набор шлифовальной шкурки
  • Емкости для слива и заливки масла

Также пригодятся приспособления для строповки узлов при демонтаже, магнитный поддон для крепежа, ветошь и емкости для использованной жидкости.

13. Разборка насоса гидроусилителя ЗИЛ-130

Последовательность разборки насоса ГУР ЗИЛ-130:

  1. Отсоединить насос от рулевого механизма и двигателя
  2. Вывернуть крепежные болты и снять крышку насоса
  3. Извлечь шестерни, подшипники, уплотнительные кольца
  4. Очистить от загрязнений корпус насоса

Обратная сборка проводится с заменой изношенных подшипников и сальников.

14. Ремонт рулевого механизма гур ЗИЛ-130

При значительном люфте рулевого колеса или заедании поворота требуется разборка и ремонт редуктора:

  1. Снятие рулевой колонки с автомобиля
  2. Выпрессовка валов из корпуса
  3. Замена изношенных шариков и сепараторов
  4. Сборка с регулировкой зацепления шестерен

15. Подбор и замена рабочей жидкости ГУР

Рабочая жидкость гидроусилителя должна обладать вязкостью, соответствующей температурному режиму эксплуатации грузовика.

Рекомендуется использовать специализированные масла:

  • Hydraulic Oil HLP 32
  • Hydraulic ZF Lifeguardfluid 6
  • CARER EM 39L

Полная замена масла в гидросистеме ГУР производится через 2 года эксплуатации или после ремонта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.