Автомобиль "Ока" заслуженно считается одним из самых ненадежных в плане электрооборудования. Предохранители на нем перегорают порой еженедельно, оставляя водителя в неприятной ситуации на дороге. Чтобы свести к минимуму такие случаи, важно знать точное расположение и назначение всех предохранителей и реле "Ока".
Обзор модификаций "Ока"
За время производства автомобиля Ока, официально называемого ВАЗ-1111, было выпущено несколько модификаций, отличающихся друг от друга некоторыми техническими характеристиками:
- ВАЗ-1111 — базовая модель, выпускалась с 1988 по 2006 год
- ВАЗ-11113 — улучшенная модификация, производилась с 2001 по 2008 год
- ВАЗ-11114 — модификация для инвалидов-колясочников с автоматической коробкой передач, выпускалась с 1988 по 2006 год
- СеАЗ-1111 — аналог "Оки", выпускавшийся на Серпуховском автозаводе
- КамАЗ-1111 — аналог "Оки" от Камского автозавода
Основное отличие модификаций "Ока" — в двигателе и трансмиссии. Что касается электрики, она практически идентична на всех моделях.
Модификация | Двигатель | Коробка передач |
ВАЗ-1111 | ВАЗ-11183 0.7 л. 35 л.с. | 4-ст. механическая |
ВАЗ-11113 | ВАЗ-11113 0.8 л. 39,5 л.с. | 5-ст. механическая |
Схема предохранителей "Ока" в целом стандартная для всех, однако более мощный двигатель ВАЗ-11113 требует повышенного внимания к процессу замены из-за генерации более сильных токов.
Расположение предохранителей и реле на "Оке"
Блок предохранителей и блок реле на "Оке" находятся слева от рулевой колонки под торпедой (крышкой панели приборов). Их расположение имеет ряд особенностей:
- Блоки на разных модификациях могут отличаться положением в габаритах панели
- Доступ ограничен, требуется частичная разборка салона
- Нумерация предохранителей на крышке блока нанесена цифрами от 1 до 10
- Реле в блоке обозначены буквами A, B, C, D, E или цветовой маркировкой
Чтобы получить доступ к блокам предохранителей и реле, необходимо по порядку:
- Открутить крепежные болты кожуха (торпеды) рулевой колонки
- Частично снять накладку торпеды, потянув на себя
- Отщелкнуть крышки блоков для осмотра и замены предохранителей или реле
Не стоит пытаться полностью демонтировать торпеду ради доступа к блокам предохранителей и реле. Частичный демонтаж дает необходимый доступ к обоим блокам.
В салоне автомобиля "Ока" также могут находиться дополнительные реле:
- Схема предохранителей Ока-11113 содержит дополнительное реле зажигания
- На ВАЗ-1111 возможна установка дополнительного реле указателей поворота за комбинацией приборов
Назначение всех предохранителей "Ока"
Блок предохранителей "Ока" включает в себя 10 плавких вставок с разным назначением. Распределение нагрузок по отдельным цепям имеет важное практическое значение при поиске неисправностей:
- 16A - вентилятор отопителя, вентилятор радиатора, обогрев заднего стекла, омыватель стекол
- 8A - клапан карбюратора, стеклоочиститель, указатели поворотов, задний ход, лампы сигнализации
- 8A - левая фара дальний свет, лампа дальнего света на приборной панели
Знание конкретных назначений каждого предохранителя позволяет быстро определить причину отказа той или иной системы автомобиля.
Особенности реле "Ока"
В дополнение к 10 предохранителям, электрические цепи "Ока" защищены 5 реле, также подверженных частым отказам. Реле бывают двух типов:
- Электромеханические - содержат подвижные контакты
- Полупроводниковые - не имеют подвижных частей
Реле Ока первого, электромеханического типа. Их проверка довольно проста - достаточно прозвонить пинцетом выводы катушки на обрыв. Однако схема предохранителей "Ока" предусматривает обязательную замену всего реле целиком, не допуская частичного ремонта.
Пошаговая замена предохранителей
Когда предохранитель на "Ока" выходит из строя, его необходимо оперативно заменить. Порядок действий следующий:
- Отключить клемму аккумулятора для обесточивания цепей
- Снять крышку блока предохранителей
- Извлечь перегоревший предохранитель пинцетом
- Вставить новый предохранитель того же номинала
При замене предохранителя важно точно следовать маркировке в соответствии со схемой подключения предохранителей "Ока". Неправильный номинал может привести к новым отказам в этой цепи.
Модернизация предохранителей "Ока"
Схема предохранителей "Ока" изначально рассчитана на штатное электрооборудование автомобиля. Однако при установке мощных дополнительных потребителей, таких как аудиосистема или сабвуфер, возникает потребность в модернизации.
Установка дополнительных предохранителей
Самый простой способ расширить возможности штатной электросистемы "Ока" - установка отдельных дополнительных предохранителей в цепи питания нового оборудования. Для этого потребуется:
- Выбрать место размещения новых предохранителей
- Проложить питающие провода нужного сечения от аккумулятора или генератора
- Установить гнезда MAXI или ATO для новых предохранителей
- Подключить основную и дополнительную цепи через предохранители
Такая схема обладает простотой реализации, однако требует внимания к монтажу проводки и изоляции токоведущих частей.
Замена штатных предохранителей на большие
Еще один распространенный вариант модернизации - замена штатных плавких вставок на предохранители большего номинала. Например, вместо 8A можно установить 20A. Это позволяет использовать имеющиеся цепи для новых целей.
Однако при таком подходе нужно обязательно учитывать реальную нагрузочную способность проводки "Ока", чтобы не допускать перегрева изоляции.
Установка блока с полупроводниковыми реле
Кардинальным решением может стать полная замена штатного блока предохранителей и реле на современный блок с полупроводниковыми реле. Такой блок обладает повышенной отказоустойчивостью и допускает подключение больших нагрузок.
Однако это наиболее трудоемкий вариант, требующий внесения изменения во всю схему электрооборудования автомобиля.
Вынос дополнительных предохранителей в багажник
Оптимальным с точки зрения баланса сложности и эффективности является вариант с выносом дополнительных предохранителей в багажник, как можно ближе к усилителю или акустической системе.
Такая схема позволяет использовать уже имеющуюся питающую проводку салона, добавляя только короткую линию до багажника через дополнительную защиту.