Кольская верфь: центр судостроения и инфраструктуры Севера

Кольская верфь - уникальный центр судостроения, способный изменить инфраструктуру всего Северо-Запада России. Проект масштабный и амбициозный. Что стоит за этим грандиозным планом? Какие перспективы и вызовы ждут Кольскую верфь в будущем?

История создания верфи

Идея создания Кольской верфи возникла в 2015 году. Газодобывающая компания НОВАТЭК задумала построить собственный центр для производства крупнотоннажных морских сооружений, необходимых в рамках амбициозных планов освоения арктического шельфа.

В июне 2017 года началось активное строительство верфи в поселке Белокаменка на западном берегу Кольского залива. Для нужд верфи потребовалось создать 4 искусственных острова площадью около 150 гектаров.

К настоящему моменту уже возведены ключевые объекты Кольской верфи:

  • 2 огромных сухих дока размером 400х175х20 метров - крупнейшие в России
  • Вахтовый поселок на 15 000 человек
  • Причальный фронт длиной 1300 метров

В августе 2023 года с верфи была отгружена первая платформа по производству сжиженного природного газа. Эта уникальная морская операция заняла всего 22 дня.

Текущее состояние верфи

Сегодня Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС, ранее известна как Кольская верфь) - это полноценный центр судостроения и инфраструктуры Севера. Здесь строятся морские сооружения для добычи и transportation сжиженного газа в рамках проекта "Арктик СПГ-2". Уже залиты 4 платформы, идут испытания оборудования.

Персонал верфи 15 000 человек
Инвестиции в проект 120 млрд рублей
Планируемые платформы СПГ не менее 15

В планах руководства "Новатэк" - серийное производство таких платформ и поставка на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также обсуждается строительство атомных ледоколов для Росатома.

Уже сейчас Кольская верфь - крупнейший работодатель в Мурманской области, на который работает практически каждый 10-й трудоспособный житель региона.

Безусловно, верфь столкнулась и с определенными трудностями:

  • Вспышка коронавируса в 2020 году - заразилось более 200 человек
  • Экологические риски для Кольского залива
  • Высокая текучка кадров в суровых условиях Заполярья

Тем не менее, руководство "Новатэка" уверенно смотрит в будущее и готовит новые амбициозные проекты развития верфи.

Будущие планы развития верфи

Руководство компании НОВАТЭК не собирается останавливаться на достигнутом и уже разрабатывает масштабные планы дальнейшего развития Кольской верфи.

Увеличение производственных мощностей

В частности, ведется строительство еще 2 сухих доков. Общее их число достигнет 6, что позволит одновременно вести работы сразу над несколькими крупнотоннажными морскими сооружениями.

Расширение линий СПГ

Также запланировано расширение имеющихся линий по производству сжиженного природного газа для нужд проекта "Арктик СПГ-2". Это позволит нарастить объемы выпуска СПГ до 30-40 млн тонн в год.

Строительство атомных ледоколов

Еще одно перспективное направление - производство атомных ледоколов. Переговоры с Росатомом в этом направлении уже ведутся. Строительство мощных ледоколов крайне необходимо для освоения арктических месторождений углеводородов.

Танкер для СПГ

Новые заказы

В планах руководства НОВАТЭКа - получение заказов на строительство морских платформ от других нефтегазовых компаний России, таких как Газпром или ЛУКОЙЛ. Это позволит максимально загрузить производственные мощности верфи.

Снежногорск как опорный пункт

Важную роль в обслуживании верфи играет расположенный неподалеку город Снежногорск в Мурманской области. Именно через местный морской порт идет основной грузопоток стройматериалов и оборудования.

Глава компании НОВАТЭК Дмитрий Владимирович Агеев неоднократно отмечал вклад администрации Снежногорска в реализацию этого масштабного проекта.

Экономическое влияние верфи

Реализация проекта Кольской верфи уже сейчас оказывает колоссальное экономическое влияние на развитие всего Северо-Западного региона.

Прямые инвестиции

Объем прямых инвестиций в строительство верфи составил порядка 120 млрд рублей. Это стимулировало развитие смежных отраслей - металлургии, машиностроения, стройиндустрии.

Создание рабочих мест

На предприятиях верфи уже трудоустроено более 15 000 человек. Это снизило уровень безработицы и повысило средние зарплаты в регионе.

Импортозамещение

Ранее бóльшая часть морских платформ для российских нефтегазовых компаний закупалась за рубежом. Создание собственных производственных мощностей позволит сэкономить валютные резервы страны.

Новые технологии

Для нужд Кольской верфи российскими предприятиями освоен выпуск ряда уникальных технологий и оборудования, которые будут востребованы и на других промышленных объектах страны.

Перспективы тиражирования

Успех Кольской верфи открывает перспективы для создания аналогичных производственных центров в других регионах России - на Дальнем Востоке, в Крыму, на Каспии.

Социально-политическое значение верфи

Создание Кольской верфи имеет не только экономическое, но и важное социально-политическое значение.

Повышение престижа рабочих профессий

Реализация масштабного инфраструктурного проекта способствует повышению престижа инженерных и рабочих специальностей, востребованных на предприятиях верфи.

Приток молодых кадров на Север

Создание тысяч новых рабочих мест стимулирует приток молодых трудовых ресурсов из других регионов страны.

Инженеры на верфи

Рост значимости Мурманской области

Реализация проекта Кольской верфи способствует росту экономического и геополитического значения Мурманской области как «ворот в Арктику».

Укрепление позиций России в Арктике

В целом, создание собственных компетенций в области шельфового судостроения укрепляет позиции России в освоении Арктики.

Технологическая независимость

Наличие собственных мощностей по производству морских платформ снижает технологическую зависимость России от западных стран в этой сфере.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.