Машина "Пирожок": история советского фургона

Машина "Пирожок" или ИЖ-2715 - уникальное творение советских инженеров, которое выпускалось почти 30 лет. Этот небольшой, но вместительный фургон стал незаменимым помощником для миллионов советских людей. Давайте разберемся в его истории и узнаем, почему "пирожки" пользовались таким спросом.

Зачем в СССР создали машину "Пирожок"

В начале 1970-х годов в СССР не было компактных грузовых автомобилей для перевозки небольших партий товаров. Все грузы возили на больших "Газонах" и ЗиЛах, не считаясь с расходом топлива.

А на Западе малотоннажные пикапы и фургоны пользовались большим спросом у фермеров, ремесленников и музыкантов. Поэтому во Внешторге решили создать собственную модель для экспорта на внешние рынки. Так в конце 1960-х годов появилось техническое задание на разработку грузовичка в ижевском ПО "Ижмаш".

Первоначально ИЖ-2715 создавался исключительно для экспорта, а не для нужд советских организаций.

Однако "Пирожки" не прижились на Западе - там хватало своих малолитражек. Зато фургонам нашлось применение на родине. В СССР не было альтернативы этой дешевой и вместительной машине.

  • За 29 лет выпустили 2 317 493 автомобиля Иж-2715.
  • Только в первый год производства с конвейера сошло 4000 машин.

"Пирожки" использовались повсеместно: от торговли до коммунальных служб. Их можно было переоборудовать для решения самых разных задач. Так спонтанно возник спрос на то, что изначально предназначалось только для экспорта.

Особенности конструкции фургона ИЖ-2715

Несмотря на внешнее сходство, ИЖ-2715 отличался от базовой модели Москвич-412 специально разработанным кузовом-фургоном.

В чем принципиальное отличие "Пирожка"? Это все тот же заднеприводный седан Москвич, но с приваренной грузовой платформой вместо пассажирского салона.

Длина 4100 мм
Ширина 1680 мм
Высота 1740 мм с нагрузкой

Разработку отдельного кузова вели конструкторы ПО "Ижмаш". Первые прототипы получились неуклюжими и плохо стыковались с шасси.

На испытаниях кузова ломались и деформировались. Проблемы устраняли прямо на полигоне при помощи кувалды.

Так методом проб и ошибок появился оптимальный вариант кузова, который серийно производился почти 30 лет. Его даже окрестили прозвищем "Каблук" за характерную форму задка.

Погрузка ящиков в кузов красного Иж-2715

Модификации "Пирожка" за годы выпуска

За время серийного производства автомобиль Иж-2715 претерпел некоторую эволюцию. Рассмотрим основные этапы.

Первое поколение выпускалось в 1972-1982 годах. Машины этого периода унаследовали переднюю часть от седана Москвич-412, производившегося на том же заводе:

  • Решетка радиатора как у Москвича.
  • Фары и облицовка капота от 412 модели.

На экспорт шли модификации с другим оформлением передка - фарами и решеткой от немецкого ИЖ Комби.

В 1982 году модельный ряд машин ИЖ обновился. Появился второй вариант "Пирожка":

  • Новая черная решетка с хромом вместо москвичевской.
  • Круглые фары под стеклом со встроенными "поворотниками".

Также изменились двери, ручки, капот. Этот облик ИЖ-2715 сохранялся до конца выпуска.

Помимо базового грузового варианта, в 1987 году появилась пассажирская модификация фургона. Отличалась наличием окон и дополнительных сидений. Но популярностью не пользовалась - было выпущено всего 536 экземпляров.

Машина "Пирожок" использовалась в СССР повсеместно в коммунальном хозяйстве, на предприятиях торговли, в кооперативах и частными лицами. Ее простая, но вместительная конструкция позволяла задействовать "Каблуки" для самых разных целей. Кузов нередко переделывали под нужды хозяина.

Возможности и технические характеристики "Пирожков"

Машина "Пирожок" обладала скромными габаритами, но была вместительной и неприхотливой в работе.

  • Грузоподъемность составляла 450-500 кг.
  • Объем грузового отсека - 4,1 куб.м.
  • Длина грузовой платформы - 2100 мм.

При перегрузе страдала управляемость - разгружался передний мост. Также известны случаи деформации кузова от тяжелого груза.

Под капотом стояли карбюраторные рядные четверки рабочим объемом 1,5 литра:

  • Атмосферный 75-сильный УЗАМ-412Э.
  • Или форсированный 67-"лошадиный" УЗАМ-412ДЭ.

Коробка передач - 4-ступенчатая механическая. Такая же ходовая часть, как на базовом седане Москвич-412.

Пожилой мужчина у своего тюнингованного Иж-2715

Как приобрести и тюнинговать "Пирожок" сегодня

Сегодня найти машину "Пирожок" в хорошем состоянии непросто. Они ценятся любителями советской автоклассики. Поэтому требуют вложений в реставрацию и тюнинг.

Основные направления модернизации ИЖ-2715:

  1. Замена двигателя.
  2. Усиление тормозов и подвески.
  3. Установка современных дисков и резины.
  4. Тюнинг.

Интересный пример - машина "Пирожок" с японским 200-сильным мотором Toyota BEAMS. Такой "Пирожок" способен развивать 170 км/ч.

Сравнение "Пирожков" с другой советской малотоннажкой

Единственным конкурентом ИЖ-2715 в СССР мог стать разве что ЗАЗ-968М - микроавтобус на базе "Запорожца". Но по грузоподъемности ЗАЗ сильно уступал:

  • Машина "Пирожок" - до 500 кг груза.
  • ЗАЗ-968М - не более 300 кг.

К тому же стоимость ЗАЗа была намного выше, чем у "пирожка". Поэтому конкурировать ему было тяжело.

Место "Каблука" в истории советского автопрома

Машина "Пирожок" стала по-настоящему культовой для советских людей. Несмотря на простоту конструкции и скромные характеристики по сравнению с иномарками, этот автомобиль завоевал любовь миллионов.

Даже по прошествии десятилетий "Пирожки" вызывают у россиян массу теплых воспоминаний и ностальгии по советским временам.

Так что скромный фургон ИЖ-2715 по праву вошел в историю отечественного автопрома наряду с легендарными "Жигулями" и "Волгами".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.