Что такое фаркоп и зачем его ставят на автомобиль?

Многие автовладельцы рано или поздно задумываются об установке на свой автомобиль специального устройства - фаркопа. Что же это такое и для чего оно нужно? Давайте разберемся.

Что такое фаркоп и каково его назначение

Фаркоп представляет собой тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое монтируется на автомобиль и служит для буксировки прицепа или установки велобагажника.

Основное назначение фаркопа - расширение возможностей автомобиля за счет использования прицепа. Благодаря фаркопу можно перевозить дополнительные грузы, которые не помещаются в багажник или салон машины - крупногабаритные вещи, стройматериалы, спортивный инвентарь и многое другое.

Какие основные элементы входят в конструкцию фаркопа

Конструктивно фаркоп состоит из нескольких частей:

  • Балка (рама) - основная несущая деталь, крепящаяся болтами к элементам кузова автомобиля.
  • Сцепной шар или крюк - служит для непосредственного соединения с дышлом прицепа.
  • Кронштейн - дополнительный элемент для закрепления шара.
  • Крепеж - гайки, болты, шайбы и пр. для надежной фиксации всей конструкции.

Также в комплекте с фаркопом может идти специальный жгут проводов и розетка для подключения электрооборудования прицепа.

Какие бывают типы фаркопов

Существует несколько разновидностей тягово-сцепных устройств, отличающихся конструкцией и способом монтажа:

  1. Сварные - жестко приварены к элементам автомобиля, не снимаются.
  2. Съемные - крепятся болтами, можно демонтировать при необходимости.
  3. Фланцевые - имеют площадку с отверстиями для различных вариантов крепления.

Также различают несколько типов сцепных шаров, обозначаемых латинскими буквами: A, B, C, D и другие. Они отличаются диаметром (50 или 40 мм), способом крепления, грузоподъемностью.

Крупный план механизма крюка фаркопа

Лидер плюс фаркопы - характеристики и отзывы

Одним из популярных производителей фаркопов в нашей стране является компания "Лидер плюс". Фаркопы Лидер плюс отличают высокое качество и надежность конструкции, широкий модельный ряд под различные автомобили.

По отзывам автовладельцев, фаркопы "Лидер плюс" служат долго, выдерживают серьезные нагрузки, практически не подвержены коррозии. При этом стоимость их несколько ниже, чем у западных аналогов.

Компания производит как сварные фаркопы, так и съемные модели с шаром или крюком. Есть исполнения с открытой или закрытой балкой. Выпускается также электрика для фаркопов "Лидер плюс".

Когда нужен фаркоп на автомобиле

Основные сценарии, когда установка фаркопа действительно необходима:

  • Планируется использование прицепа - для перевозки спортинвентаря, стройматериалов, дачных грузов и т.п. Без фаркопа обойтись нельзя.
  • Нужен дополнительный запас прочности при парковке. Выступающий шар фаркопа может послужить своеобразным "корабельным носом", предохраняя бампер и кузов от повреждений.
  • Фаркоп используется как дополнительный элемент дизайна, подчеркивающий спортивный облик автомобиля.

Однако есть ситуации, когда в фаркопе нет необходимости:

  • Нет планов буксировать прицеп.
  • При парковке можно обойтись парктрониками.
  • Авто имеет неспортивный дизайн, а фаркоп будет смотреться лишним.
Вид снизу на красный автомобиль с фаркопом

Как правильно выбрать фаркоп

Чтобы выбрать подходящий фаркоп, следует учитывать такие критерии:

  1. Марка и модель вашего автомобиля.
  2. Тип кузова - седан, хэтчбек, универсал, внедорожник и т.д.
  3. Максимальная масса буксируемого прицепа.
  4. Наличие сертификата на изделие.
  5. Материал элементов конструкции.

Обязательно проконсультируйтесь со специалистами нескольких фирм, чтобы подобрать оптимальный вариант.

Тип фаркопа Грузоподъемность
С шаром типа А До 1,5 тонны
С шаром типа С или V До 2-3,5 тонны

Как видно из таблицы, грузоподъемность фаркопа напрямую зависит от типа сцепного шара. Этот параметр нужно обязательно учитывать, чтобы не перегружать конструкцию.

Особенности установки фаркопа на автомобиль

Монтаж фаркопа должны выполнять только специалисты в сервисных центрах, имеющих соответствующее разрешение. При установке выполняют такие действия:

  1. Крепление балки тягово-сцепного устройства к раме или элементам кузова.
  2. Подсоединение электропроводки для фар и других приборов прицепа (опция).
  3. Установка сцепного шара и его фиксация гайками.
  4. Проверка надежности соединений.

При необходимости также усиливают элементы подвески автомобиля, чтобы обеспечить безопасную буксировку прицепа с грузом.

После монтажа фаркопа обязательно нужно получить от сервиса сертификат с подробным описанием характеристик установленного устройства. Этот документ может понадобиться при прохождении техосмотра или обращении в ГИБДД.

Требуется ли регистрация фаркопа в ГИБДД

Многие автовладельцы интересуются, нужно ли как-то оформлять установленный фаркоп в ГИБДД. Ответ таков:

  • Если фаркоп установлен на заводе-изготовителе - регистрация не требуется.
  • Если фаркоп устанавливают на автосервисе, имеющем разрешение на проведение таких работ, регистрировать его тоже не нужно.
  • Регистрация может потребоваться, если фаркоп устанавливают в гаражных условиях, без оформления документов. Тогда его конструкцию нужно будет проверить и зарегистрировать в ГИБДД.

Также стоит отметить, что запрещено ездить с установленным фаркопом, но без прицепа. Движение "голого" фаркопа может быть опасным для других участников дорожного движения.

Правила эксплуатации и ухода за фаркопом

Чтобы фаркоп прослужил долго и надежно, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Регулярно осматривать состояние крепежа, подтягивать ослабленные гайки и болты.
  2. Следить за целостностью защитных колпачков в местах крепления проводов.
  3. Периодически обрабатывать наружные детали фаркопа антикоррозийным составом.
  4. После длительной эксплуатации при необходимости разбирать конструкцию и смазывать подшипники.

Также важно правильно использовать фаркоп с прицепом:

  • Не превышать допустимой полной массы автопоезда.
  • Равномерно распределять груз в прицепе, не допускать перегруза на одну ось.
  • Плавно трогаться с места, без рывков.

Возможные неисправности фаркопа и их устранение

За время эксплуатации фаркопа могут возникнуть некоторые характерные неполадки:

  • Коррозия балки или кронштейнов - требуется обработка антикоррозионным составом, восстановление лакокрасочного покрытия.
  • Ослабление крепежа - нужно подтянуть соединения с указанным моментом затяжки.
  • Блок фаркопа - поломка подшипника в шаровом узле. Необходим профессиональный ремонт или замена сцепного шара.

При возникновении серьезных поломок, связанных с износом или деформацией несущих элементов, может потребоваться полная замена фаркопа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.