Философские мысли свойственны не только признанным и выдающимся мыслителям и ученым. Мы можем черпать их и из художественной литературы. Но, собственно говоря, среди исследователей до сих пор нет одного мнения по поводу того, что же такое сама «любовь к мудрости» и к чему она ближе - к науке или культуре. Ведь эта область человеческой рефлексии не дает нам точных формул, а если и описывает мир, то в основном пытается найти какие-то глобальные связи между явлениями и предметами, а не закономерности специфических систем. Зато когда речь заходит о практических проблемах человеческой жизни, то в этом плане она может дать сто очков вперед любой науке.
Философские мысли частенько побуждают людей задуматься о том, кто же они такие. Ведь и другие будут лучше понимать нас, если мы познаем самих себя. Такие мысли подсказывают людям ответы на больные вопросы – можно ли принять одиночество, как распознать добро и зло в этом изменчивом, преходящем и в какой-то степени иллюзорном универсуме. Они предупреждают нас об обманчивости внешнего, о том, какое коварство может скрываться за приличным видом, и какие сокровища можно найти среди, казалось бы, сорняков и мусора, если искать настойчиво. Поэты, писатели, литераторы и богословы всех времен пытались определить, что такое достоинство, доброта, храбрость, обида, благоразумие и как они соотносятся друг с другом.
Философские мысли частенько поднимают проблему любви и ревности, жизни и смерти. Они описывают тщету и в то же время красоту человеческого существования, сравнивая его с травой, клонящейся от малейшего ветра и подвластной гибели. Эгоизм и желание владеть другими они называют подзорной трубой, преувеличивающей любое подозрение, а правду – подобной маслу, которое всплывает поверх всякой лживой воды, сколько бы ее не лить. Вечные ценности и наша уверенность в их истинности – это тоже результат размышлений мудрых людей. Иногда философские мысли утешают нас, говоря о том, что смерть и время исцеляют любую боль, иногда – призывают к терпению и умению ждать, а иногда – предлагают нам образец того, каким должен быть человек.
Счастье, умение его заслужить и им пользоваться тоже неоднократно становились темой для рассуждений и метких высказываний. Разве хороших друзей не получает тот, кто сам в первую очередь демонстрирует умение общаться и любить? Разве тот, кто не заметил радостей, предоставляемых жизнью, вправе жаловаться и скулить, когда они проходят, а он наконец-то осознает, что утратил? Философские мысли приучают нас отличать подлинное от поддельного, а умного от глупого, и не тратить много времени и нервов на людей, относящихся к последней категории. Они советуют нам делать и говорить вовремя и в свою пору, а не бесцельно и не думая о последствиях. Они предлагают не терять оптимизма ни в какой ситуации, потому что всегда может найтись дверца для выхода. И в то же время предупреждают, что смерть неизбежна и исправить ее нельзя.
Но и с неумолимостью конца мирят нас далеко не все философские изречения. Ведь, может быть, что наша жизнь – это только сновидение. Иногда нам снятся сладкие грезы, иногда – кошмары, но ведь наступит момент, когда мы, наконец, проснемся. И тогда увидим настоящее, подлинное бытие. И если нам все еще плохо, значит, конец этого иллюзорного видения еще не настал.
Но есть ли что-нибудь истинное в этом подлунном мире? Да, говорят нам многие мыслители. Это любовь. Она может спасти мир, она может сдвинуть солнце и светила, она делает людей ближе и заставляет их забыть об отчуждении. Она дает человеку возможность быть искренним и произносить вслух даже самые потаенные мысли, не боясь присутствия любимого.
Иногда говорят, что основные черты русской философии – это способность увидеть единство, существующее между религией, наукой о мудрости, поэзией и литературой. Недаром, несмотря на разнообразие взглядов и противоположность позиций, в том числе и политических, многие отечественные литераторы, искусствоведы и богословы практически одновременно дали нам целый кладезь идей и высказываний, на которые до сих пор ориентируется современная культура, в том числе и западноевропейская парадигма. Достоевский показал миру глубины падения человеческой души и одновременно ее способность воскреснуть из самых недр зла. Толстой заново осмыслил понятие о том, что такое христианские ценности и идеалы. Бердяев попытался соединить личный опыт и нравственные аспекты праведности. Как бы там ни было, эти мысли и традиции стали частью мировой сокровищницы культуры.