Автомобиль - сложная техническая система, в которой периодически возникают неисправности. Чтобы оперативно их диагностировать и устранять, автопроизводители оснащают машины специальными диагностическими разъемами.
Общая информация о диагностических разъемах
Первые диагностические разъемы в автомобилях появились в 1970-х годах, когда начали использоваться электронные блоки управления двигателями. Эти блоки уже имели встроенные системы самодиагностики и разъемы для подключения диагностического оборудования.
Замыкая контакты разъема, можно произвести с помощью блинк-кодов диагностику неисправности блоков управления двигателя.
По мере развития компьютерных технологий появились диагностические сканеры для подключения к этим разъемам и считывания кодов ошибок. Однако долгое время не было единого стандарта - каждый производитель использовал собственные протоколы и типы разъемов.
Стандарт OBD2
Первым шагом к унификации стал стандарт OBD1, введенный компанией General Motors в 1980-х годах. В 1996 году его сменила новая версия - OBD2, получившая широкое распространение и использующаяся по сей день.
Стандарт OBD2 регламентирует:
- единый 16-пиновый разъем диагностики;
- протоколы обмена данными (K-Line, CAN);
- формат кодов ошибок.
Благодаря этому появилась возможность использовать универсальные автосканеры для диагностики автомобилей различных марок. Распространение получили сканеры ELM327, подключаемые к смартфонам и планшетам.
Типы и конструкции диагностических разъемов
Несмотря на наличие стандарта OBD2, на различных автомобилях встречаются разные типы разъемов:
- 16-пиновый разъем имеет форму трапеции, является наиболее распространенным;
- у грузовиков и коммерческого транспорта разъемы других типов;
- на старых авто до 2000 года форма разъема не регламентировалась.
No контакта | Назначение |
1 | Данные канала К-Line |
2 | CAN High (САН-H) |
3 | Заземление (GND) |
В таблице показано назначение некоторых контактов 16-пинового разъема. По шинам передачи данных CAN и K-Line происходит обмен информацией между бортовым компьютером и диагностическим оборудованием.
Варианты расположения разъемов OBD2
Где находится диагностический разъем - один из самых частых вопросов при подготовке к диагностике автомобиля. Дело в том, что стандарт OBD2 не регламентирует точное место расположения разъема - лишь ограничивает максимальное расстояние до 1 метра от руля.
Поэтому на практике встречаются различные варианты:
- под рулевой колонкой (чаще всего слева);
- на центральной консоли;
- под панелью приборов;
- в моторном отсеке.
Рассмотрим конкретные примеры расположения OBD2-разъемов на популярных автомобилях.
Иномарки
На BMW разъем находится под капотом слева, на Mercedes справа под панелью приборов. У Хонды и Тойоты, как правило, разъем расположен под рулевой колонкой. На Мазде его положение выбирали под бардачком. На Фольксваген и Ауди разъем часто монтируется в полу слева или справа от руля.
Отечественные автомобили
Диагностические разъемы ВАЗ где находится - тоже большой вопрос. На "копейке" расположен под бардачком, на "Ниве" - под перчаточным ящиком, на "Приоре" - слева от бардачка, а на ВАЗ-2115 - под сидением переднего пассажира. Фото разъема у каждой модели можно легко найти в интернете, если заранее выяснить местоположение не получилось.
Итак, мы убедились, что стандартный OBD2-разъем может "мигрировать" по салону автомобиля и обнаружить его бывает непросто. У грузовиков и автобусов чаще всего он располагается под панелью приборов, а на старых авто до 2000 г. присутствует далеко не всегда. Поэтому при поиске необходимо быть внимательным и пользоваться фонариком - разъем может "спрятаться" в неожиданном месте.