Реле задержки включения 12В: подбираем по назначению и характеристикам

Реле задержки включения 12В - устройство, позволяющее отложить запуск подключенной к нему электрической цепи на заданный промежуток времени. Это может быть полезно в автомобиле для плавного включения мощных потребителей тока, разгрузки аккумуляторной батареи в момент запуска двигателя, предотвращения перегрузок и провалов напряжения.

Назначение и применение

Реле задержки включения используется в автомобиле, как правило, для отсрочки запуска следующих устройств:

  • Фары дальнего света
  • Обогреватели (салона, стекол, зеркал, сидений)
  • Вентиляторы
  • Насосы стеклоомывателя
  • Пневмоподвеска

Это позволяет добиться следующих эффектов:

  1. Разгрузить аккумуляторную батарею и генератор в момент запуска двигателя, когда происходит пиковый отбор тока стартером
  2. Избежать просадки напряжения в бортовой сети при одновременном включении нескольких мощных потребителей
  3. Поэтапно включить потребители для более плавного нарастания нагрузки на генератор

Типы реле задержки включения 12В

Реле задержки включения для автомобиля бывают нескольких видов:

Пайка схемы реле задержки своими руками

По способу установки времени задержки

  • С фиксированным временем задержки (как правило, 3-10 секунд)
  • С регулируемым временем задержки (от нескольких секунд до нескольких минут)

Регулируемые реле удобнее, так как позволяют точно настроить требуемое время задержки под конкретную нагрузку и особенности электросистемы автомобиля.

По количеству контактов

  • Одноконтактные
  • Двухконтактные
  • Четырехконтактные

Чем больше контактов, тем больше нагрузок можно подключить через одно реле.

Типы автомобильных реле задержки 12В

По величине коммутируемого тока

  • Малогабаритные (до 15 А)
  • Средней мощности (до 30 А)
  • Мощные (свыше 30 А)

Необходимо выбирать реле с запасом по максимальному току, чтобы оно не перегревалось.

Реле задержки включения 12В своими руками

Собрать реле задержки включения 12В можно самостоятельно с минимальными затратами, используя:

  • Готовое автомобильное реле
  • Микросхему NE555
  • Несколько резисторов и конденсаторов

Схема очень простая, ее работа основана на формировании задержки с помощью RC-цепочки. Для расчета значений R и C можно воспользоваться следующей формулой:

Где:

  • t - необходимое время задержки, с
  • R1 - сопротивление резистора, Ом
  • C1 - емкость конденсатора, Ф

Подобрав R1 и C1, можно реализовать задержку практически любой длительности от долей секунды до нескольких минут.

Пошаговое руководство по сборке реле задержки включения

  1. В автомобильном реле аккуратно выпилить углубление для размещения NE555 и элементов схемы
  2. Установить NE555 и элементы на макетной плате или монтажных проводах
  3. Закрепить плату внутри корпуса реле
  4. Вывести контакты питания, управления и нагрузки на клеммы реле
  5. С помощью кнопки проверить работу задержки включения нагрузки
  6. При необходимости отрегулировать время задержки подбором R и C

Собранное вами реле готово к установке на автомобиль и использованию в течении длительного времени!

Выбор комплектующих для самодельного реле

Чтобы собрать реле задержки включения самостоятельно, потребуются следующие комплектующие:

  • Микросхема NE555 в корпусе DIP8
  • Конденсатор емкостью 100 мкФ × 16 В (керамический или танталовый)
  • Резистор 1 кОм
  • Резистор 10 кОм (подстроечный)
  • Светодиод
  • Автомобильное реле с рабочим напряжением 12 В и током контактов не менее 20 А
  • Клеммы, провода, изоляционная лента

Устройства на NE555

Существует несколько доступных устройств на NE555, схожих по задачам с реле задержки включения 12В:

  • реле времени
  • однопериодный генератор
  • мультивибратор
  • реле времени с задержкой выключения

Их можно использовать в автомобиле, например, для:

  1. Размыкающийся "стоп-сигнал"
  2. Кратковременный звуковой сигнал
  3. Индикации незакрытой двери

Особенности подключения самодельного реле

При монтаже в автомобиль самодельного реле задержки включения нужно учитывать:

  • Нагрузочная способность контактов реле должна соответствовать мощности подключаемых потребителей
  • Желательно установить дополнительный предохранитель в цепь нагрузки
  • Использовать провод сечением не менее 2,5 мм2 для коммутации мощных нагрузок
  • Закрепить реле, исключив вибрации и удары

При соблюдении этих правил самодельное реле прослужит долгие годы!

Возможные неисправности

Если реле задержки включения, собранное на NE555, работает некорректно, проверьте:

  • Надежность пайки и контактов
  • Исправность микросхемы и других элементов
  • Правильность сборки схемы, полярность элементов
  • Напряжение питания должно быть стабильным 12 В

Также возможна неточность установки временных интервалов. В этом случае подберите значения R1 и C1.

Дополнительные возможности

Функционал реле задержки включения на базе NE555 можно расширить:

  • Установить потенциометр для плавной регулировки времени задержки
  • Добавить световую индикацию срабатывания реле
  • Сделать возможность ручного управления без задержки
  • Подключить выключатель обхода задержки

Альтернативы NE555

Вместо микросхемы NE555 можно использовать:

  • Микроконтроллер (AVR, PIC и др.) - бóльшая гибкость настройки
  • Дискретная схема на транзисторах и реле
  • Готовое программируемое реле времени
  • Автомобильный монтажный блок с реле

Примеры готовых реле задержки 12В

Среди популярных моделей можно выделить:

  • ПР-1М - серия отечественных реле, до 30 А
  • UNI-T UTD2102CEL - регулируемое до 20 минут
  • SainSmart - для Arduino, 5V
  • Hella 189508181 - OEM для европейских авто

В ассортименте есть версии 6В, 12В, 24В, с разными токами и функциями.

Стоимость реле задержки

Ориентировочные цены на реле задержки 12В:

  • Простые от 100 рублей
  • Среднего класса - от 300 рублей
  • Мощные премиум бренды - от 1000 рублей
  • Самодельное - от 50 руб (стоимость комплектующих)

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.