Все человеческие впечатления и переживания оставляют свой след, хранящийся довольно продолжительное время и возникающий в сознании при определенных условиях. Именно поэтому память представляет собой весьма сложный психический процесс, составные части которого имеют друг с другом тесную взаимосвязь. Запоминать все увиденное и услышанное весьма важно для любого человека. Это позволяет накопить, а затем (при необходимости) использовать жизненный опыт. Память человека не является обыкновенной единичной функцией. Процессы, участвующие в ней, многообразны.
Существует, как известно, три вида памяти: моторная, слуховая, а также зрительная. Первый тип запоминания – особенный. Моторная память позволяет человеческому организму зафиксировать выполнение разнообразных действий, в частности, ходьбы. Запоминание при этом производится автоматически. Зрительная память позволяет зафиксировать в нашем сознании все увиденное, а слуховая – окружающие нас звуки.
Только три процента населения нашей планеты от рождения обладают феноменальной способностью к запоминанию. Все остальные должны выполнять регулярные упражнения для развития памяти. Одни люди лучше всего могут запомнить то, что было увидено, другие - то, что было услышано. Однако наиболее широко применяемая методика развития памяти заключается в воздействии на три ее вида одновременно.
Наше сознание фиксирует только то, что мы замечаем. Именно поэтому упражнения для развития памяти должны способствовать усилению внимательности. Как же это делать? Для этого не обязательно изучать и применять новомодные методики развития памяти. Внимание можно тренировать на ежедневной прогулке, отмечая про себя определенные детали. Например, сколько мимо проехало красных машин, сколько мужчин прошло с газетой в руках.
Не такие сложные, но весьма эффективные упражнения для развития памяти - игровые. Так, например, нахождение на картинках десяти отличий способствует концентрации внимания на мельчайших деталях. При этом мозг человека настраивается на активную работу.
В том случае, когда зрительные образы запечатлеваются в сознании ярче, чем слуховые, упражнения для развития памяти должны заключаться в связывании любой поступающей информации с придуманными зрительными образами. Так, например, в процесс запоминания номера любого телефона можно включить представление о наборе необходимых цифр на аппарате. Желательно при этом «услышать» короткие гудки и еще раз «позвонить». Это простое упражнение замечательно развивает память.
Для более успешного восприятия и фиксирования в сознании любой информации желательно произвести ее формулировку своими, понятными для вас словами. Осмысленный текст запоминается намного легче, что также способствует развитию памяти.
Значительно увеличивает объем восприятия и систематизация имеющейся информации. Выделив главное, человек оказывает помощь своему мозгу в определении самого важного для запоминания. Полезным действием является конспектирование, которое включает моторную и зрительную память, а также систематизирует информацию, выделяя ключевые слова и определения. После этого воспроизвести полученный объем не составит никакого труда.