Двигательная память: понятие, особенности, этапы развития, игры и упражнения

Существует большое количество различных классификаций памяти в психологии. Разнообразные виды вносят тот или иной существенный вклад в нормальное развитие человека в процессе онтогенеза. Однако, в отличие от прочих, двигательной памяти психологи уделяют куда меньше внимания, чем всем остальным. А между тем, она считается важнейшей для развития, а ее нарушения влекут непоправимые последствия.

Виды памяти

Психологи различают несколько основных классификаций. Многие знают, что по продолжительности хранения информации в памяти различают долговременную, кратковременную и оперативную. Принцип здесь тот же, что и в компьютере.

Память же, которая определяет ту или иную область деятельности человека, принято подразделять на:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.
Виды памяти

Каждый из этих видов играет важную роль в нормальном функционировании организма человека.

Понятие двигательной памяти

Этот вид, согласно определениям психологических словарей, отвечает за запоминания различного рода движений обширной степени сложности и воспроизведения их в автономном режиме или по желанию.

Двигательная память

Вид двигательной памяти влияет на формирования таких важнейших качеств человека, как способность осваивать различные физические системы (ходьба, письмо, трудовые навыки).

Характеристика других видов

В отличие от двигательной памяти, эмоциональная память имеет более глубокое психологическое значение. Она сохраняет определенные события в виде их эмоциональной окраски и определят дальнейшие действия человека, исходя из приобретенного эмоционального опыта.

Словесно-логическая память имеет очень важное значение в развитии мышления человека. В каком-то смысле можно сказать, что именно она и является мышлением непосредственно. Ее основная функция состоит в том, чтобы запоминать возникшие мысли и воспроизводить их с помощью языковых структур.

Образная память черпает информацию из наших чувственных анализаторов. Она обрабатывает и хранит те знания, что были получены благодаря органам слуха, зрения, обоняния осязания.

Образная память

Особенности двигательной памяти

Этот вид отвечает за все двигательные процессы, начиная от элементарного передвижения в пространстве и заканчивая сложными физическими упражнениями.

Как и все остальные виды памяти, двигательная зависит от многих факторов и склонна к забыванию. Однако, процесс забывания движений протекает медленно, и при повторении память быстро восстанавливается. Например, если человек выучил танец и несколько месяцев его не воспроизводил, то он забудет многие движения, а если пару раз повторит, то вспомнит.

Также двигательная память способна существовать в автономном режиме. Например, научившись ходить, есть столовыми приборами и совершать многие другие действия, человек осуществляет их, уже не задумываясь.

Существуют несколько критериев, определяющих ее качество:

  • Точность — критерий, который показывает, насколько ловки движения в пространстве.
  • Объем — определенное количество запоминаемых, хранимых и воспроизводимых движений.
  • Устойчивость — критерий, который показывает безошибочность определенных совершаемых действий.
  • Прочность.

Именно эти критерии легли в основу системы оценок выступлений спортсменов на различных соревнованиях.

Этапы развития

Развитие этого типа памяти начинает осуществляться очень рано. Еще в первые месяцы жизни ребенок воспроизводит различные движения, основанные на условных рефлексах. Многие из них утрачиваются в процессе взросления.

Процессы развития двигательной памяти у детей в дальнейшем связаны с осознанным запоминанием и воспроизведением различных движений. Уже в возрасте от девяти месяцев многие дети начинают осваивать ходьбу.

Развитие двигательной памяти у ребенка

К году двигательная память сформирована на достаточном уровне для того, чтобы ребенок начал овладевать речевыми процессами.

Постепенно приобретенный опыт накапливается, и к пяти годам ребенок может приступать к овладению таким важным двигательным навыком, как письмо.

Двигательная память способна развиваться всю жизнь. Она также зависит от генетической предрасположенности, возраста и рода деятельности человека. Так, у спортсменов и людей, занимающихся физическим трудом, эта память развита лучше, чем у других.

Нарушения рассматриваемого типа памяти

Недоразвитие или нарушение двигательной памяти — это серьезная проблема, которая во многом может сказаться на качестве жизни человека.

При тяжелых нарушениях у человека могут возникнуть проблемы с перемещением в пространстве и самообслуживанием. Ему будут тяжело даваться спортивные нагрузки, освоение танцевальных движений.

Как правило, некоторые нарушения двигательной памяти способные повлиять не только на автономные движения, но и на качество письма и чтения. Человеку с этой проблемой сложнее дается обучение. Он часто совершает элементарные грамматические ошибки, путает слова при чтении.

Проблемы в письме

Чаще всего это приводит к такому специфическому и очень неприятному нарушению, как дисграфия. А в более тяжелых случаях — к аграфии, то есть полной неспособности овладеть принципами письменной речи.

Причины нарушений

Причин нарушений двигательной памяти очень много. Чаще всего это следствие каких-либо повреждений участков головного мозга из-за травм, проблем с кровообращением, опухолей и иных патологических процессов.

Нарушение памяти

Дети и взрослые с подобного рода нарушениями должны в обязательном порядке наблюдаться у невролога и дефектолога.

Упражнения для тренировки

Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

  • Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
  • Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.

Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.

Развивающие игры

Существует множество игр, способных развить двигательную память у детей.

Например, игра "Повторяй за мной", которая основана на том, что ребенок должен быстро повторять движения за ведущим. Желательно под музыку.

Или хорошо развивает процессы этого типа памяти игра "Запрещенное движение". Суть игры заключается в том, чтобы также повторять за ведущим движения, кроме одного запрещенного. Это движение заранее показывается ребенку, чтобы он его запомнил.

Также многие играли в "Съедобное-несъедобное", когда на названия съедобных продуктов ребенок должен ловить мяч, а при упоминании чего-то несъедобного — отбивать его рукой. Эта игра, помимо рефлексов и реакции, развивает знания ребенка о предметах. Также хорошо развивают память игры на повторение рисунка, что в дальнейшем может стать основной для освоения письма.

Кроме того, ничто так хорошо не развивает двигательную память, как занятия спортивной деятельностью. Гимнастика, теннис, футбол и другие подвижные спортивные дисциплины способны развивать и корректировать представленный тип памяти.

Игры на двигательную память

Именно поэтому так важно не пренебрегать физической активностью, больше времени проводить в движении и на свежем воздухе, что полезно не только для двигательных процессов, но и для здоровья организма в целом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.