Дисграфия и дислексия - распространенные проблемы среди школьников. Эти нарушения чтения и письма вызывают трудности в учебе, но их можно исправить при правильном подходе. В нашей статье мы разберем, что представляют собой дисграфия и дислексия, почему они возникают и как бороться с этими проблемами, рассмотрим советы логопедов и практические рекомендации для родителей.
Определение дисграфии и дислексии
Дисграфия - это специфическое нарушение процесса письма, характеризующееся стойкими и повторяющимися ошибками. При дисграфии дети испытывают трудности с графическим оформлением букв, их соединением в слова. У них плохой, неразборчивый почерк.
Дислексия - это расстройство процесса чтения, проявляющееся в заменах, пропусках, перестановках букв и слогов в словах. Дети с дислексией плохо соотносят буквы со звуками речи, у них страдает скорость и техника чтения.
Типичные ошибки дисграфиков:
- плохой, неразборчивый почерк
- неправильное написание и соединение букв
- неровный наклон строк
- недописывание слов
- неверное слитное или раздельное написание слов
Типичные ошибки дислексиков:
- замены букв по оптическому сходству (о-а, и-у)
- пропуски букв и слогов при чтении
- перестановки букв и слогов местами
- искаженное проговаривание трудных слов
- непонимание прочитанного текста
Причины возникновения дисграфии и дислексии
Существует несколько основных причин, вызывающих у детей проблемы с письмом и чтением:
- Нарушения устной и письменной речи
- Проблемы с вниманием, памятью, мышлением
- Особенности работы головного мозга
- Генетическая предрасположенность
- Неправильное начальное обучение грамоте
Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.
Нарушения речи и слуха
Одна из основных причин дисграфии и дислексии - недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и фонематического слуха. Если ребенок плохо различает звуки на слух, не может определить их место в слове, он будет допускать ошибки при чтении и на письме.
Кроме того, нечеткая артикуляция, когда ребенок "мямлит" и плохо выговаривает звуки, тоже в дальнейшем приводит к проблемам с письмом. В этом случае мозг не получает четкой команды в виде правильно произнесенного звука и соответственно дает искаженный ответ при выборе буквы.
Проблемы внимания и памяти
Нарушение внимания и памяти, характерные для гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания, также влияют на усвоение навыков чтения и письма. Такие дети быстро отвлекаются, с трудом концентрируются на задании, плохо запоминают образы букв и последовательность звуков в словах.
В результате при чтении и письме возникают типичные ошибки - пропуски букв и слогов, их перестановки местами, неспособность понять прочитанный текст.
Особенности работы мозга
Нейропсихологи выявили, что при дислексии и дисграфии у детей чаще встречается неравномерное развитие левого и правого полушарий головного мозга. Речевые центры обычно расположены в левом полушарии, отвечающем за логику и письмо. А правое полушарие курирует образное мышление и распознавание символов.
Если межполушарное взаимодействие нарушено, ребенку тяжело соотносить звуки и буквы друг с другом, что и проявляется в виде дисграфии или дислексии.
Дисграфия и дислексия: как исправить
Прежде всего, чтобы исправить дисграфию и дислексию, нужно терпеливо и регулярно заниматься с ребенком. При дисграфии акцент делается на тренировку каллиграфии, моторики руки, концентрации внимания. А для исправления дислексии важны упражнения для глаз, развития фонематического слуха, памяти и навыков осознанного чтения.
Коррекционная работа ведется комплексно - это занятия с логопедом и психологом, выполнение специальных заданий, развивающие игры. Постепенно количество ошибок сокращается, ребенок начинает лучше писать и читать. Главное - заметить проблему как можно раньше и своевременно начать ее исправлять с помощью специалистов.
Методы исправления дисграфии
Для исправления дисграфии применяется комплекс упражнений, направленных на тренировку мелкой моторики руки, координации движений, зрительного восприятия и устойчивости внимания:
- Работа с пластилином, мозаикой, конструктором
- Штриховка, рисование узоров в тетради
- Игры с мячом, скакалкой
- Специальные тренажеры для пальцев
Полезно выполнять упражнения с ребристой ручкой и карандашом - это облегчает правильный захват письменных принадлежностей.
Работа по исправлению почерка
Отдельное внимание уделяется исправлению почерка - его разборчивости, четкости написания букв, соотношению высоты строчных и заглавных букв. Для этого ребенок ежедневно в течение 10-15 минут тренируется в написании отдельных букв, слогов, слов по образцу. Важно следить за положением тетради, ручки и правильной посадкой.
Тренировка навыков письма под диктовку
Хороший эффект дает регулярная, но неутомительная для ребенка тренировка письма под диктовку. Сначала отрабатываются простые предложения, постепенно увеличивая до небольших текстов, в которых встречаются трудные для ребенка слова. При этом ошибки исправляются самим ребенком.
Методы исправления дислексии
В основе методов исправления дислексии лежит тренировка навыков зрительного и фонематического восприятия, внимания, оперативной памяти. Применяются упражнения:
- для расширения поля зрения
- на совершенствование техники чтения
- для осознанности восприятия текста
- игры и упражнения для тренировки фонематического слуха
Упражнения для расширения поля зрения
Зрительные тренажеры, работа с таблицами Шульте, задания на поиск определенных букв и цифр в тексте позволяют увеличить объем восприятия ребенка. Это важно для возможности одновременно видеть несколько слов, а не "застревать" на каждом.
Дисграфия дислексия: как исправить (советы экспертов для родителей)
Чтобы исправить дисграфию и дислексию, важно начать занятия как можно раньше, желательно уже в первом классе, не дожидаясь серьезного отставания в программе. Упражнения и игры должны регулярно выполняться дома с родителями и на специальных коррекционных занятиях в школе или логопедическом центре. Только так можно добиться стойкого положительного эффекта.
Тренировка навыков чтения
Для исправления дислексии ребенку необходимо как можно больше читать вслух и про себя. При этом важно следить за пониманием прочитанного, задавать вопросы по тексту, просить пересказать его. Такая тренировка постепенно повышает технику чтения и осознанность восприятия.
Роль родителей в исправлении дисграфии и дислексии
Огромную роль в успешной коррекции дисграфии и дислексии играет позиция родителей и их включенность в процесс. От них требуется:
- Ежедневные тренировки с ребенком
- Контроль выполнения домашних заданий
- Позитивная мотивация, поощрение успехов
Рекомендации при выполнении письменных работ в школе
Чтобы облегчить ребенку с дисграфией или дислексией выполнение письменных заданий в школе, рекомендуется:
- Увеличить время на их выполнение
- Разрешить пользоваться компьютером или диктофоном для записи ответов
- Уменьшить объем работы, например, вместо полного изложения давать ответы на вопросы по тексту
При проверке письменных работ учителям рекомендуется акцентировать внимание в первую очередь на правильности и полноте изложенного материала, а не на грамотности.
Использование компьютера и диктофона
Для облегчения письма детям с дисграфией разрешено использовать компьютер со специальной программой распознавания речи. Ребенок надиктовывает текст, программа распознает сказанное и вписывает в документ.
Аналогично можно применять диктофон - сначала наговорить текст, затем распечатать с помощью взрослых или старших учеников.
Преодоление психологических трудностей
К сожалению, дети с дисграфией и дислексией нередко подвергаются насмешкам и травле со стороны сверстников. Это может привести к развитию у них комплекса неполноценности, неуверенности, депрессии.
Задача родителей и педагогов - оказать ребенку психологическую поддержку:
- Повышать его уверенность в себе
- Бороться с его изоляцией в классе
- Формировать позитивный взгляд в будущее и веру, что все исправится
Прогноз при дисграфии и дислексии
При условии раннего начала занятий и их систематического проведения более чем в 80% случаев удается полностью скорректировать дисграфию и дислексию.
Однако если работа велась недостаточно интенсивно или началась слишком поздно, у части детей могут сохраняться остаточные проявления в виде отдельных ошибок.
Примеры успешного исправления дисграфии и дислексии
Многие родители, чьи дети страдали этими нарушениями, делятся положительным опытом по их преодолению. Приведем несколько конкретных примеров.
История Наташи С.
У Наташи с первого класса возникли проблемы с письмом и чтением. Девочка постоянно путала похожие буквы, пропускала слоги в словах. Родители обратились к логопеду, стали заниматься с ней дома.
Уже через полгода регулярных тренировок навыки Наташи значительно улучшились. К третьему классу дисграфия и дислексия были практически исправлены, девочка успешно осваивала программу.
Отзыв мамы Миши К.
У сына с самого начала возникли проблемы с письмом - он постоянно путал похожие буквы, у него был очень неразборчивый почерк. Мы очень переживали, но логопед уверила, что путем тренировок это можно исправить. И действительно, уже через полгода ежедневных занятий результат стал заметен - Миша гораздо лучше стал писать.
Образовательные учреждения для детей с дисграфией и дислексией
Если в обычной школе ребенку с данными нарушениями сложно учиться, существуют специальные учебные заведения и реабилитационные программы.
Школы и классы
В крупных городах функционируют специализированные школы и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с дисграфией и дислексией. Там учителя имеют соответствующую подготовку и опыт работы.