Как исправить дисграфию и дислексию у детей? Эффективные методы, советы экспертов

Дисграфия и дислексия - распространенные проблемы среди школьников. Эти нарушения чтения и письма вызывают трудности в учебе, но их можно исправить при правильном подходе. В нашей статье мы разберем, что представляют собой дисграфия и дислексия, почему они возникают и как бороться с этими проблемами, рассмотрим советы логопедов и практические рекомендации для родителей.

Определение дисграфии и дислексии

Дисграфия - это специфическое нарушение процесса письма, характеризующееся стойкими и повторяющимися ошибками. При дисграфии дети испытывают трудности с графическим оформлением букв, их соединением в слова. У них плохой, неразборчивый почерк.

Дислексия - это расстройство процесса чтения, проявляющееся в заменах, пропусках, перестановках букв и слогов в словах. Дети с дислексией плохо соотносят буквы со звуками речи, у них страдает скорость и техника чтения.

Типичные ошибки дисграфиков:

  • плохой, неразборчивый почерк
  • неправильное написание и соединение букв
  • неровный наклон строк
  • недописывание слов
  • неверное слитное или раздельное написание слов

Типичные ошибки дислексиков:

  1. замены букв по оптическому сходству (о-а, и-у)
  2. пропуски букв и слогов при чтении
  3. перестановки букв и слогов местами
  4. искаженное проговаривание трудных слов
  5. непонимание прочитанного текста

Причины возникновения дисграфии и дислексии

Существует несколько основных причин, вызывающих у детей проблемы с письмом и чтением:

  • Нарушения устной и письменной речи
  • Проблемы с вниманием, памятью, мышлением
  • Особенности работы головного мозга
  • Генетическая предрасположенность
  • Неправильное начальное обучение грамоте

Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.

Нарушения речи и слуха

Одна из основных причин дисграфии и дислексии - недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и фонематического слуха. Если ребенок плохо различает звуки на слух, не может определить их место в слове, он будет допускать ошибки при чтении и на письме.

Кроме того, нечеткая артикуляция, когда ребенок "мямлит" и плохо выговаривает звуки, тоже в дальнейшем приводит к проблемам с письмом. В этом случае мозг не получает четкой команды в виде правильно произнесенного звука и соответственно дает искаженный ответ при выборе буквы.

Мама занимается с дочкой над исправлением дисграфии

Проблемы внимания и памяти

Нарушение внимания и памяти, характерные для гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания, также влияют на усвоение навыков чтения и письма. Такие дети быстро отвлекаются, с трудом концентрируются на задании, плохо запоминают образы букв и последовательность звуков в словах.

В результате при чтении и письме возникают типичные ошибки - пропуски букв и слогов, их перестановки местами, неспособность понять прочитанный текст.

Особенности работы мозга

Нейропсихологи выявили, что при дислексии и дисграфии у детей чаще встречается неравномерное развитие левого и правого полушарий головного мозга. Речевые центры обычно расположены в левом полушарии, отвечающем за логику и письмо. А правое полушарие курирует образное мышление и распознавание символов.

Если межполушарное взаимодействие нарушено, ребенку тяжело соотносить звуки и буквы друг с другом, что и проявляется в виде дисграфии или дислексии.

Дисграфия и дислексия: как исправить

Прежде всего, чтобы исправить дисграфию и дислексию, нужно терпеливо и регулярно заниматься с ребенком. При дисграфии акцент делается на тренировку каллиграфии, моторики руки, концентрации внимания. А для исправления дислексии важны упражнения для глаз, развития фонематического слуха, памяти и навыков осознанного чтения.

Коррекционная работа ведется комплексно - это занятия с логопедом и психологом, выполнение специальных заданий, развивающие игры. Постепенно количество ошибок сокращается, ребенок начинает лучше писать и читать. Главное - заметить проблему как можно раньше и своевременно начать ее исправлять с помощью специалистов.

Мальчик учится читать, преодолевая дислексию

Методы исправления дисграфии

Для исправления дисграфии применяется комплекс упражнений, направленных на тренировку мелкой моторики руки, координации движений, зрительного восприятия и устойчивости внимания:

  • Работа с пластилином, мозаикой, конструктором
  • Штриховка, рисование узоров в тетради
  • Игры с мячом, скакалкой
  • Специальные тренажеры для пальцев

Полезно выполнять упражнения с ребристой ручкой и карандашом - это облегчает правильный захват письменных принадлежностей.

Работа по исправлению почерка

Отдельное внимание уделяется исправлению почерка - его разборчивости, четкости написания букв, соотношению высоты строчных и заглавных букв. Для этого ребенок ежедневно в течение 10-15 минут тренируется в написании отдельных букв, слогов, слов по образцу. Важно следить за положением тетради, ручки и правильной посадкой.

Тренировка навыков письма под диктовку

Хороший эффект дает регулярная, но неутомительная для ребенка тренировка письма под диктовку. Сначала отрабатываются простые предложения, постепенно увеличивая до небольших текстов, в которых встречаются трудные для ребенка слова. При этом ошибки исправляются самим ребенком.

Методы исправления дислексии

В основе методов исправления дислексии лежит тренировка навыков зрительного и фонематического восприятия, внимания, оперативной памяти. Применяются упражнения:

  • для расширения поля зрения
  • на совершенствование техники чтения
  • для осознанности восприятия текста
  • игры и упражнения для тренировки фонематического слуха

Упражнения для расширения поля зрения

Зрительные тренажеры, работа с таблицами Шульте, задания на поиск определенных букв и цифр в тексте позволяют увеличить объем восприятия ребенка. Это важно для возможности одновременно видеть несколько слов, а не "застревать" на каждом.

Дисграфия дислексия: как исправить (советы экспертов для родителей)

Чтобы исправить дисграфию и дислексию, важно начать занятия как можно раньше, желательно уже в первом классе, не дожидаясь серьезного отставания в программе. Упражнения и игры должны регулярно выполняться дома с родителями и на специальных коррекционных занятиях в школе или логопедическом центре. Только так можно добиться стойкого положительного эффекта.

Тренировка навыков чтения

Для исправления дислексии ребенку необходимо как можно больше читать вслух и про себя. При этом важно следить за пониманием прочитанного, задавать вопросы по тексту, просить пересказать его. Такая тренировка постепенно повышает технику чтения и осознанность восприятия.

Роль родителей в исправлении дисграфии и дислексии

Огромную роль в успешной коррекции дисграфии и дислексии играет позиция родителей и их включенность в процесс. От них требуется:

  • Ежедневные тренировки с ребенком
  • Контроль выполнения домашних заданий
  • Позитивная мотивация, поощрение успехов

Рекомендации при выполнении письменных работ в школе

Чтобы облегчить ребенку с дисграфией или дислексией выполнение письменных заданий в школе, рекомендуется:

  • Увеличить время на их выполнение
  • Разрешить пользоваться компьютером или диктофоном для записи ответов
  • Уменьшить объем работы, например, вместо полного изложения давать ответы на вопросы по тексту

При проверке письменных работ учителям рекомендуется акцентировать внимание в первую очередь на правильности и полноте изложенного материала, а не на грамотности.

Использование компьютера и диктофона

Для облегчения письма детям с дисграфией разрешено использовать компьютер со специальной программой распознавания речи. Ребенок надиктовывает текст, программа распознает сказанное и вписывает в документ.

Аналогично можно применять диктофон - сначала наговорить текст, затем распечатать с помощью взрослых или старших учеников.

Преодоление психологических трудностей

К сожалению, дети с дисграфией и дислексией нередко подвергаются насмешкам и травле со стороны сверстников. Это может привести к развитию у них комплекса неполноценности, неуверенности, депрессии.

Задача родителей и педагогов - оказать ребенку психологическую поддержку:

  • Повышать его уверенность в себе
  • Бороться с его изоляцией в классе
  • Формировать позитивный взгляд в будущее и веру, что все исправится

Прогноз при дисграфии и дислексии

При условии раннего начала занятий и их систематического проведения более чем в 80% случаев удается полностью скорректировать дисграфию и дислексию.

Однако если работа велась недостаточно интенсивно или началась слишком поздно, у части детей могут сохраняться остаточные проявления в виде отдельных ошибок.

Примеры успешного исправления дисграфии и дислексии

Многие родители, чьи дети страдали этими нарушениями, делятся положительным опытом по их преодолению. Приведем несколько конкретных примеров.

История Наташи С.

У Наташи с первого класса возникли проблемы с письмом и чтением. Девочка постоянно путала похожие буквы, пропускала слоги в словах. Родители обратились к логопеду, стали заниматься с ней дома.

Уже через полгода регулярных тренировок навыки Наташи значительно улучшились. К третьему классу дисграфия и дислексия были практически исправлены, девочка успешно осваивала программу.

Отзыв мамы Миши К.

У сына с самого начала возникли проблемы с письмом - он постоянно путал похожие буквы, у него был очень неразборчивый почерк. Мы очень переживали, но логопед уверила, что путем тренировок это можно исправить. И действительно, уже через полгода ежедневных занятий результат стал заметен - Миша гораздо лучше стал писать.

Образовательные учреждения для детей с дисграфией и дислексией

Если в обычной школе ребенку с данными нарушениями сложно учиться, существуют специальные учебные заведения и реабилитационные программы.

Школы и классы

В крупных городах функционируют специализированные школы и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с дисграфией и дислексией. Там учителя имеют соответствующую подготовку и опыт работы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.