Тверской экскаваторный завод: история и перспективы

Тверской экскаваторный завод, или ТВЭКС, как его часто называют - одно из старейших и крупнейших предприятий тяжелого машиностроения России. Его история насчитывает более 80 лет, а продукция хорошо известна не только в нашей стране, но и за рубежом.

Начало пути (1938-1943)

История ТВЭКСа началась еще до Великой Отечественной войны - в 1938 году было принято решение Наркомстроя СССР о строительстве в Калинине (ныне - Тверь) завода по ремонту экскаваторов. Уже в следующем, 1939 году начались подготовительные работы по возведению цехов и коммуникаций будущего предприятия. Однако планы пришлось отложить - с началом войны стройка была законсервирована вплоть до 1943 года.

Первым директором завода, получившего название "Калининский ремонтно-механический завод", был назначен Василий Дмитриевич Решетько.

Уже в октябре 1943 года завод выдал первую продукцию - товары народного потребления. А в 1945-м на КРМЗ начинают производить узлы и детали для экскаваторов - пусть и не собственной конструкции.

Тверской экскаваторный завод с высоты птичьего полета

Становление профиля (1946-1970)

1946 год стал переломным - тогда было утверждено проектное задание на реконструкцию завода под выпуск собственных гусеничных экскаваторов. Это определило дальнейший профиль КРМЗа.

Вскоре предприятие было переименовано в Калининский экскаваторный завод. А уже в 1949 году здесь изготовили первый советский экскаватор на пневмоколесном ходу Э-255. Машина отличалась высокой для своего времени производительностью и скоростью передвижения.

  • конец 1940-х - налаживание серийного производства экскаваторов Э-255
  • 1950-е - реконструкция и расширение завода, освоение новых моделей в кооперации с другими предприятиями
  • 1961 - завод занесен в Книгу Трудовой Славы Калининской области

К 1960-м годам КЭЗ превратился в крупного производителя экскаваторов различных типов и был хорошо известен далеко за пределами региона. Лишь в 1964 году завод изготовил 2800 экскаваторов!

Переход на выпуск гидравлических экскаваторов

Новый этап в истории КЭЗа наступил в 1970-е годы. Тогда завод приступил к производству гидравлических экскаваторов серии ЭО. Это потребовало серьезной реконструкции производства. К примеру, в 1971 году мощности по выпуску техники возросли с 851 до 2300 штук в год.

Гидравлические экскаваторы КЭЗа пользовались огромным спросом. В 1981 году предприятие даже занесли во Всесоюзную Книгу Трудовой Славы! А модель ЭО-3323, выпущенная в 1982-м, стала поистине легендарной для отечественного строительного комплекса.

Машины с маркой ТВЭКС экспортировались в десятки стран мира. На пике, в 1993 году, завод произвел рекордные 4000 экскаваторов!

Новый гидравлический экскаватор ТВЭКС

ТВЭКС сегодня

Переходный период 1990-х

Как и для многих российских промышленных предприятий, 1990-е годы стали непростым временем испытаний и для Тверского экскаваторного завода. Резко упали объемы производства, пришлось искать новые рынки сбыта в условиях разрыва хозяйственных связей внутри страны.

Однако коллектив ТВЭКСа смог выстоять. В 1992 году завод преобразовали в акционерное общество, а уже в следующем году трудовой коллектив выкупил предприятие в собственность. Это позволило сохранить производство и его кадровый потенциал в трудные времена.

Обновление модельного ряда

С середины 1990-х годов на Тверском экскаваторном заводе началась планомерная работа по обновлению линейки техники. Так, в 1996-м здесь освоили производство принципиально новых экскаваторов серии ЕК со значительно улучшенными техническими характеристиками.

Первой машиной нового поколения стал колесный экскаватор ЕК-14.

А уже в 2000-м ТВЭКС выпустил мощную гусеничную модель ЕК-18, которая быстро завоевала популярность благодаря высокой производительности и надежности.

Новые горизонты

В 2000-е годы Тверской завод вошел в состав крупного машиностроительного холдинга «РусПромАвто». Это позволило расширить рынки сбыта продукции, наладить выгодные кооперационные связи с другими предприятиями.

В то же время ТВЭКС продолжил разработку и производство собственных перспективных моделей техники. К примеру, в 2009 году здесь начался выпуск мощных 30-тонных гусеничных экскаваторов ЕТ-26 для работы в самых сложных условиях.

Сегодняшний день ТВЭКСа

На сегодняшний день ТВЭКС выпускает широкую линейку колесных и гусеничных экскаваторов различного назначения. Машины комплектуются преимущественно отечественными узлами и агрегатами - двигателями ММЗ и гидравликой производства ПСМ.

Более чем 80-летняя история Тверского завода неразрывно связана со строительным комплексом России. И сегодня он продолжает разработку перспективных моделей техники, отвечающей современным требованиям рынка.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.