Нравственное поведения: понятие, особенности

Нравственное поведение - важнейший аспект развития личности. Как правильно формировать такое поведение с раннего детства? Ответы ищите в этой статье. Мы рассмотрим сущность нравственного поведения, этапы его становления, эффективные методы воспитания. Узнаете, как привить ребенку моральные ценности, чтобы они надолго запали в душу. Погрузитесь в увлекательный мир детской этики!

Сущность нравственного поведения

Нравственное поведение - это поведение, основанное на усвоении и следовании моральным нормам и принципам. Оно тесно связано с понятием культуры поведения, которая включает гигиеническую культуру, культуру общения, отношения к людям, вещам, деятельности.

Основные критерии оценки нравственного поведения:

  • Соответствие поступков моральным нормам
  • Наличие благих намерений и мотивов
  • Полезность для окружающих
  • Устойчивость нравственных привычек

В формировании такого поведения важную роль играют нравственные идеалы - образцы поведения, с которыми человек себя соотносит. Идеалы помогают выработать систему ценностей и стимулируют следовать ей.

Механизм формирования нравственного поведения

Процесс формирования нравственного поведения включает несколько этапов.

На первом этапе ребенок получает нравственные знания - представления о моральных нормах и качествах. Это создает базу для дальнейшего развития.

Затем формируется мотивация - осознанное положительное отношение к определенным нормам, желание им соответствовать.

Например, ребенку объясняют, что быть честным - хорошо, потому что ложь разрушает доверие между людьми. И у ребенка появляется мотивация говорить правду.

Следующий важный этап - выработка устойчивых нравственных привычек. Это когда моральные нормы начинают регулярно проявляться в поведении, даже неосознанно.

На высшей стадии нравственные качества превращаются в устойчивые черты личности. Тогда они определяют поступки человека в любой ситуации.

Так поэтапно формируется целостное нравственное поведение. Рассмотрим более подробно процесс воспитания на каждом из этапов.

Одинокий подросток сидит на скале на закате, погруженный в раздумья.

Воспитание в дошкольном возрасте

Закладка фундамента нравственности происходит в раннем и дошкольном детстве. Именно тогда закладываются основы личности, отношения к миру и людям. Поэтому так важно уже в этом возрасте прививать ребенку базовые моральные ценности.

Нравственное поведение дошкольников формируется с помощью:

  • Личного примера взрослых
  • Специально организованных игр и занятий
  • Обсуждения поступков из книг, мультфильмов
  • Поощрения за хорошие дела

Основные качества, которые необходимо прививать в этом возрасте:

  1. Доброта и отзывчивость
  2. Честность и правдивость
  3. Трудолюбие
  4. Заботливое отношение к близким

Эффективный метод воспитания нравственного поведения - специальные ролевые игры, моделирующие жизненные ситуации. Ребенок учится ставить себя на место другого, соотносить свои действия с интересами окружающих.

Например, в игре "День рождения" дети готовят угощение, накрывают на стол, поздравляют именинника. Такая игра учит заботе о ближнем, вниманию к его желаниям.

А в игре "Семья" ребенок берет на себя роль кого-то из членов семьи, выполняет его обязанности. Это помогает понять ценность взаимопомощи в семье.

Такие игры - отличный инструмент для успешного нравственного развития.

Роль семьи в воспитании

Семья играет определяющую роль в формировании нравственного поведения ребенка. В первую очередь, через личный пример родителей. Ребенок копирует их стиль общения, ценности, отношение к людям и обязанностям.

Очень важно поощрять и стимулировать хорошие поступки малыша. Например, похвалить за помощь бабушке, поблагодарить за уборку игрушек. Так закрепляется положительный опыт.

Но и наказание тоже должно иметь место. Если ребенок проявил агрессию или игнорирование просьб старших, необходим конструктивный разговор и лишение чего-то приятного - сладостей, гаджета.

Главное, чтобы наказание не воспринималось как месть, а как закономерное следствие неправильных действий.

Нравственное воспитание в школе

Важнейшая задача школьного обучения - дальнейшее развитие нравственного сознания и поведения учащихся. Это достигается с помощью:

  • Уроков этики
  • Обсуждения примеров из литературы
  • Активностей в классном коллективе
  • Внеучебной работы (кружки, секции)

На уроках этики дети получают систематизированные знания о моральных нормах и ценностях. А через обсуждение поступков литературных героев эти знания закрепляются и становятся личностно-значимыми.

Значение коллектива

Большую роль в нравственном становлении играет детский коллектив и его лидеры. Дети копируют стиль общения в группе, перенимают ценности и интересы друзей.

Поэтому так важен правильный психологический климат в классе и авторитет положительных лидеров. Нравственное поведение отдельного ребенка во многом зависит от ценностей его ближайшего окружения.

Задача педагога - поддерживать в коллективе атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, терпимости. Только в таком коллективе возможно полноценное нравственное развитие школьников.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - сложный этап в нравственном развитии личности. Это связано с психологическими особенностями переходного периода от детства к взрослению.

Подросткам свойственно:

  • Повышенная эмоциональность
  • Чувство взрослости при сохранении детских интересов
  • Потребность в самоутверждении
  • Копирование внешних проявлений взросления (курение, сленг)

Эти факторы часто приводят к демонстративным, вызывающим формам поведения. Нравственное поведение может приобретать противоречивые, ситуативные формы.

Очень большую роль в этом возрасте играют нравственные идеалы, образцы для подражания. Если идеалы социально позитивны и подросток стремится им соответствовать, это положительно сказывается на его развитии.

Группа детей делают поделки на праздник в детском саду.

Работа с трудными подростками

Если у подростка наблюдаются серьезные нарушения нравственного поведения - систематическая ложь, воровство, бродяжничество, необходима специальная психокоррекционная работа с привлечением психологов.

Эффективные методы коррекции:

  • Индивидуальные беседы
  • Групповые тренинги
  • Консультирование и поддержка семьи
  • Вовлечение в занятия по интересам

Такая комплексная работа дает хорошие результаты в исправлении поведения даже запущенных подростков. При условии заинтересованного участия родителей и школы.

Диагностика нравственной сферы

Чтобы оценить уровень сформированности нравственного поведения используют специальные диагностические методики, позволяющие количественно и качественно проанализировать развитие личности в моральном плане.

Основные методы, используемые для диагностики уровня нравственного развития:

  1. Наблюдение за поведением в типичных ситуациях
  2. Беседы на моральные темы
  3. Анкетирование и тестирование
  4. Анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения)

Эти методы позволяют оценить степень усвоения моральных норм, сформированность нравственных чувств и привычек, наличие положительной мотивации.

Например, в ходе беседы предлагают оценить поступки героев книги, обосновать сделанный нравственный выбор. Или проанализировать рисунки детей на предмет присутствия морально-этической тематики.

По результатам диагностических процедур определяют уровень нравственного развития:

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

Выявляют проблемные зоны, например отсутствие сочувствия сверстникам или склонность к обману ради собственной выгоды.

Далее разрабатываются индивидуальные или групповые развивающие и коррекционные программы для повышения уровня нравственного развития детей.

Рекомендации по развитию и коррекции

По результатам диагностики нравственного развития даются развернутые рекомендации педагогам и родителям о необходимости:

  • Дополнительной индивидуальной работы
  • Включения в групповые развивающие занятия
  • Изменения стиля взаимодействия
  • Корректировки воспитательных методов в семье
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.