Когда "речь про себя это" - мысли оживают внутри

Наши мысли, чувства и внутренние переживания остаются скрытыми от других людей, если мы не выражаем их в словах. Но даже когда мы молчим, в нашем сознании может кипеть бурная мыслительная деятельность. Что же представляет собой этот феномен внутренней речи и как он связан с нашим мышлением?

Что такое внутренняя речь и зачем она нужна

Внутренняя речь – это речь про себя, которая идет в нашем сознании, когда мы размышляем и говорим сами с собой, не озвучивая слова вслух.

Основные функции внутренней речи:

  • планирование предстоящих действий;
  • решение интеллектуальных задач;
  • анализ полученной извне информации;
  • регуляция эмоциональных реакций.

Таким образом, внутренняя речь играет важную роль в организации мыслительных процессов и регуляции поведения человека. С ее помощью мы ведем внутренний диалог, обдумываем разные варианты действий, планируем стратегию поведения в той или иной ситуации.

Например, перед ответственным разговором с руководителем мы мысленно моделируем его возможное протекание: "Если он скажет то-то, я отвечу это. А если задаст такой-то вопрос, то я расскажу о том-то".

Внутренняя речь начинает формироваться примерно в 4-5 лет. До этого возраста ребенок вслух комментирует все свои действия, а потом постепенно учится думать "про себя". У взрослого человека внутренний диалог идет постоянно в фоновом режиме, сопровождая практически любую деятельность.

Для изучения функционирования внутренней речи психологи и нейрофизиологи используют такие методы, как вербальные отчеты испытуемых, анализ оговорок и описок в письменной речи, регистрация активности речевых зон мозга.

Портрет увлеченного профессора

Нейрофизиологические основы внутренней речи

Несмотря на "беззвучность" внутренней речи, в мозге при этом активируются те же самые зоны, которые задействованы в произнесении слов вслух. Это отделы нижней лобной извилины (центр Брока) и верхней височной извилины (центр Вернике) доминантного (чаще левого) полушария.

Данные экспериментальных исследований говорят о том, что:

  1. при внутренней речи отмечается более высокая активность в зоне Брока по сравнению с зоной Вернике;
  2. есть различия в активации первичных и вторичных речедвигательных зон коры;
  3. активность речевых зон при внутренней речи меньше, чем при внешней.
Как отмечает ведущий специалист в этой области Т.В. Черниговская, "тихая внутренняя речь – это такой же реальный физиологический процесс, как и громкая внешняя".

Попробуйте поэкспериментировать со своей внутренней речью! Например, постарайтесь представить в уме разговор с близким человеком или любимую мелодию.

Внутренняя речь как этап речевой деятельности

С точки зрения психологической теории основные компоненты речевой деятельности – это:

  • мотив, побуждающий к речевому акту;
  • замысел высказывания;
  • внутренняя речь как этап подготовки;
  • реализация речевой программы во внешней (устной или письменной) речи.

Таким образом, внутренняя речь выполняет функцию планирования предстоящего высказывания. Она формирует то, что будет произнесено человеком вслух, придавая оформленность мысли перед тем, как та обретет речевое воплощение.

По словам Л.С. Выготского, во внутренней речи "мысли существуют в чистом виде, не облеченные в словесную форму".

А как часто в вашей жизни случается, что сформулированная мысль так и остается "в чистом виде" и не проговаривается вслух?

Рекомендуем регулярно "озвучивать" часть своих мыслей в устной или письменной форме – это поможет лучше структурировать внутренние рассуждения и аргументировать позицию.

Формирование внутренней речи в онтогенезе

В процессе речевого развития ребенка можно выделить такие основные этапы:

Гуление и лепет 1-12 месяцев
Первые слова 12-18 месяцев
Формирование грамматического строя речи 1,5-3 года

Появление внутренней речи относят к возрастному диапазону 3-7 лет. Считается, что к 5 годам ребенок уже способен в течение некоторого времени обходиться без внешней речи и думать "про себя".

Наблюдения за детьми показывают, что чем сложнее для ребенка какая-либо задача, тем быстрее он переходит от внутренней речи к внешней. Например, если конструкция из кубиков никак не получается, малыш начинает комментировать свои действия вслух.

А замечали ли вы проявления "речи про себя" у своего ребенка? Понаблюдайте за ним во время игры или выполнения заданий.

Чтобы развить умение ребенка пользоваться внутренней речью, рекомендуется:

  • поощрять игру в одиночку;
  • предлагать творческие задания;
  • задавать открытые вопросы, требующие размышления.
    Мама и дочь наблюдают за утками

Нарушения внутренней речи при различных заболеваниях

Ряд неврологических и психических заболеваний приводят к нарушениям внутренней речи. В их число входят:

  • афазия - расстройство речи при локальных поражениях мозга;
  • шизофрения - характеризуется распадом внутренних мыслительных процессов;
  • деменция - прогрессирующее снижение интеллекта.

Нарушения проявляются в виде:

  1. снижения скорости внутренней речи;
  2. ее обедненности, стереотипности;
  3. неконтролируемого перехода мысли во внешнюю речь.

Так, при афазии Вернике больной порой вынужден озвучивать вслух все свои мысли, не имея возможности "говорить про себя".

Ответьте на несколько вопросов, чтобы проверить целостность вашей внутренней речи:

  1. Сколько будет 2+2?
  2. Как зовут вашу маму?
  3. Вспомните строчку из любимого стихотворения.

Если ответы пришли сразу, без затруднений "про себя", значит, с вашей внутренней речью все в порядке! При появлении проблем рекомендуется пройти обследование у невролога и регулярно выполнять упражнения для тренировки внутренней речи.

Методы развития и тренировки внутренней речи

Существует целый ряд психотехнических методов, позволяющих развивать и совершенствовать внутреннюю речь:

  • диалог с образом значимого человека;
  • "озвучивание" своих действий;
  • постановка внутренних вопросов и ответы на них.

Полезными упражнениями являются:

  1. Проговаривание про себя стихотворения или песни по памяти.
  2. Мысленное составление рассказа на заданную тему.
  3. Решение логических задач или примеров "в уме".

Ниже приведен пример практического кейса по восстановлению внутренней речи.

Задача: Восстановить способность к подробному пересказу текста "про себя" после черепно-мозговой травмы.

Решение: Поэтапная тренировка с постепенным наращиванием объема материала путем многократного про себя повторения отдельных абзацев, затем целых глав учебника истории.

Попробуйте и вы в течение 10 минут каждый день уделять внимание своей внутренней речи!

Внутренняя речь в литературных произведениях и кино

В художественной литературе внутренняя речь персонажей чаще всего передается с помощью такого приема, как несобственно-прямая речь. Яркими примерами героев, которые ведут насущный внутренний диалог, можно назвать:

  • Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание";
  • Пьера Безухова в эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир".
Кадр из фильма "Матрица" Сложные философские размышления главного героя

А какие примеры внутренней речи запомнились вам из прочитанных книг или просмотренных фильмов?

Чтобы научиться понимать "речь про себя" другого человека, обращайте внимание на мимику, жесты, особенности поведения собеседника.

Внутренняя речь как ключ к познанию человека

Изучая собственную внутреннюю речь, мы получаем возможность глубже познать самих себя. Ведь именно здесь сосредоточены наши истинные мотивы, желания, страхи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.