Мышление и интеллект в психологии: формирование и развитие

Мышление и интеллект являются фундаментальными когнитивными способностями человека, определяющими его разумность и возможности познания мира. Но как же формируются и развиваются эти важнейшие функции? Давайте разберемся.

Определение основных понятий

Мышление представляет собой высшую форму познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Иными словами, это сложная ментальная деятельность по анализу информации, формированию суждений и принятию решений.

Интеллект же можно охарактеризовать как совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. Это обобщающее понятие для обозначения различных когнитивных функций, таких как восприятие, память, воображение.

Таким образом, можно сказать, что интеллект шире понятия мышления, поскольку включает в себя и другие когнитивные функции. А мышление выступает в качестве ключевого компонента интеллекта. Как говорил еще Аристотель, "разум отличает человека от других живых существ" .

Виды мышления

Существует несколько оснований для классификации видов мышления:

  • По форме предъявления информации
  • По характеру решаемых задач
  • По степени новизны и оригинальности
  • По уровню развития самосознания

Рассмотрим подробнее некоторые наиболее важные виды.

Наглядно-действенное мышление характерно для детей и связано с манипуляцией конкретными предметами. Ребенок изучает свойства объекта путем практических действий с ним (встряхивание, удары, бросание и т.д.).

Наглядно-образное мышление оперирует зрительными образами предметов и явлений. Оно лежит в основе творчества художников, писателей, музыкантов.

Словесно-логическое мышление предполагает оперирование абстрактными категориями и понятиями, не связанными с конкретными образами. Это наиболее совершенная форма мышления, присущая взрослому человеку.

По характеру решаемых задач также выделяют теоретическое (научное) и практическое мышление. Первое направлено на открытие объективных закономерностей, второе – на нахождение способов преобразования действительности.

Структура интеллекта

Мышление и интеллект в психологии. Существует несколько научных представлений о структуре интеллекта. Рассмотрим основные из них.

  1. Гипотеза об общем интеллекте (гипотеза Спирмена). Согласно ей, у всех людей есть некий общий фактор G, отвечающий за успешность решения различных интеллектуальных задач.

  2. Двухкомпонентная модель (Кэттелл):

      Текучий интеллект - способность решать новые задачи. Кристаллизованный интеллект - объем накопленных знаний.
  3. "Кубическая" модель (Гилфорд):

    Содержание мышления Операции Результаты

Как видно, подходы к структуре интеллекта сильно разнятся. Но можно выделить некоторые общие компоненты:

  • Способность к обучению
  • Манипулирование символами и понятиями
  • Решение проблем

Иначе говоря, в структуре интеллекта отражаются как природные задатки человека, так и приобретенные им знания и навыки.

Факторы, влияющие на развитие мышления и интеллекта

На процесс формирования и развития мышления и интеллекта оказывают влияние как природные, так и социальные факторы.

К природным факторам относятся:

  • Генетическая предрасположенность
  • Состояние здоровья матери во время беременности
  • Особенности родов
  • Состояние здоровья ребенка

Эти факторы задают лишь потенциал для интеллектуального развития. Реализация этого потенциала во многом зависит от социальных факторов:

  • Качество питания
  • Интеллектуальная стимуляция
  • Методы воспитания
  • Круг общения

По словам Л.С. Выготского, "среда выступает источником развития ребенка, ... общение с остальными людьми является подлинным двигателем в его развитии" .

Таким образом, для полноценного интеллектуального развития необходим комплекс благоприятных факторов как биологического, так и социально-культурного характера.

Далее мы подробно рассмотрим основные этапы развития детского мышления.

Этапы развития мышления у детей

Рассмотрим основные этапы становления мышления в онтогенезе.

  1. Сенсомоторный этап (0-2 года). На этом этапе мышление ребенка носит практический характер и связано с непосредственным взаимодействием с предметами. Формируются первые схемы действия с объектами.

  2. Дооперациональный этап (2-7 лет). Здесь мышление приобретает наглядно-образную форму, ребенок может удерживать в сознании простые зрительные образы. Но еще не способен к логическим операциям.

  3. Этап конкретных операций (7-12 лет). Мышление становится вербально-логическим, ребенок овладевает операциями классификации, сериации, умозаключения по аналогии. Но может применять их только к конкретным объектам.

  4. Этап формальных операций (с 12 лет). Подросток обретает способность мыслить абстрактно, строить гипотезы и делать логические выводы.

Мышление — интеллект психологии. Особенности мышления взрослого человека

В зрелом возрасте мышление достигает наибольшей гибкости и продуктивности. Человек способен решать самые сложные интеллектуальные задачи.

Однако со временем происходит постепенное снижение скорости мыслительных процессов. Память и внимание также могут ухудшаться.

Для сохранения умственной активности важно постоянно тренировать мозг, учиться чему-то новому, общаться с интересными людьми.

Факторы среды, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка

"психологии"

Помимо наследственности, на интеллект ребенка сильно влияют факторы окружающей среды.

Оптимальные условия для развития:

  • Полноценное питание
  • Интеллектуальная стимуляция
  • Позитивные эмоциональные контакты
  • Отсутствие хронического стресса

Неблагоприятные факторы:

  • Недоедание или несбалансированная диета
  • Отсутствие возможностей для обучения и игры
  • Эмоциональная депривация
  • Постоянные стрессы и психотравмы
Одаренная девочка рисует картину

Методы интеллектуального развития

Целенаправленно развивать мышление и интеллект можно с помощью:

  • Решения нестандартных задач
  • Обучения через игру
  • Творческой деятельности

Полезно читать умную литературу, решать головоломки, изучать новые языки и др.

Диагностика уровня развития интеллекта

Для оценки уровня IQ используются специальные психодиагностические методики. Наиболее известные из них:

  • Тест Д. Векслера
  • Прогрессивные матрицы Равена
  • Культурно-свободный тест Кеттелла

Они позволяют оценить способность к логическим рассуждениям, скорость мышления, объем памяти и другие параметры.

Психолог консультирует одаренного подростка

Интерпретация результатов IQ тестирования

В зависимости от набранных баллов выделяют несколько градаций интеллекта:

  1. Выдающиеся способности (IQ выше 130)
  2. Высокие способности (120-129)
  3. Хорошие способности (110-119)
  4. Средние способности (90-109)
  5. Низкие способности (70-89)

Результаты тестирования помогают подобрать оптимальную образовательную программу для ребенка, выявить одаренность или отставание в развитии.

Задержка психического развития

ЗПР - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Причины:

  • Наследственность
  • Органическая недостаточность ЦНС
  • Неблагоприятные условия среды

Для ЗПР характерно неравномерное нарушение когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Интеллект может быть снижен незначительно.

Одаренные дети и работа с ними

Одаренность - высокий уровень развития способностей. Главные признаки:

  • Ярко выраженная познавательная активность
  • Оригинальность мышления и творчества
  • Быстрота освоения знаний и навыков

Для раскрытия потенциала одаренных детей важна индивидуальная образовательная траектория с углубленным изучением интересующих предметов.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Для раскрытия потенциала одаренных детей в школе должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения, включающая:

  1. Диагностику одаренности с помощью тестирования, наблюдения, опросников.

  2. Индивидуальный подход в обучении с учетом профиля одаренности ребенка.

  3. Психологические тренинги по развитию креативности и лидерских качеств.

  4. Консультирование родителей по вопросам воспитания одаренных детей.

  5. Создание развивающей среды, стимулирующей познавательную активность.

Комплексное сопровождение позволяет максимально раскрыть потенциал таких детей.

Проблемы социализации интеллектуально одаренных

Высокий интеллект не всегда сочетается с социальной компетентностью. Возможные проблемы:

  • Трудности коммуникации со сверстниками
  • Неконформность, неприятие общепринятых норм
  • Эмоциональная незрелость
  • Завышенная самооценка

Для их решения нужна коррекционная работа психолога по развитию социального интеллекта и саморегуляции.

Интеллектуальная одаренность и креативность

Интеллект и креативность - разные феномены. Интеллект связан с обучаемостью, а креативность - со способностью к творчеству.

Многие высокоинтеллектуальные дети не являются креативными. И наоборот, есть креативные дети со средним IQ.

Для развития интеллекта важно решение разнообразных задач, а для творчества нужно стимулировать воображение и нешаблонное мышление.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество