Конфликт между группой и личностью: особенности

Конфликт между группой и личностью возникает, когда интересы, цели или ценности отдельного человека вступают в противоречие с интересами, целями или ценностями группы. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов в организациях и компаниях.

Причины конфликта между группой и личностью

Существует несколько основных причин возникновения конфликта между группой и личностью:

  • Нарушение групповых норм и правил поведения со стороны личности ради достижения собственных целей.
  • Несовпадение личных интересов и групповых целей и задач.
  • Борьба личности за повышение статуса в группе, что рассматривается как угроза другими членами.
  • Неудовлетворенность личности своим положением в группе, ролью и функциями.
  • Плохая адаптация нового члена группы, его неспособность или нежелание подчиняться сложившимся нормам.

Также причиной может стать изменение целей и задач группы, повлекшее за собой перераспределение ролей, что вызывает недовольство у отдельных личностей.

Формы проявления конфликта

Конфликт между личностью и группой может проявляться в разных формах:

  1. Открытое нарушение групповой дисциплины и игнорирование принятых норм.
  2. Саботаж со стороны недовольной личности выполнения групповых задач и решений большинства.
  3. Острая критика группы и ее лидеров со стороны личности, распространение слухов.
  4. Применение неформальных санкций со стороны группы для наказания нарушителя (игнорирование, изоляция).
  5. Добровольный или вынужденный уход личности из группы.

Как видно, последствия такого конфликта могут быть весьма серьезными как для самой личности, так и для группы в целом.

Мужчина в бежевом костюме с бородой стоит перед стеклянным зданием на фоне драматичного солнечного света. Он выглядит раздраженным, одной рукой проводя по волосам, а другой упираясь в бедро и сжимая кейс

Способы разрешения конфликта

Для конструктивного разрешения конфликта между группой и личностью можно использовать следующие способы:

  • Переговоры между конфликтующими сторонами для выяснения интересов и поиска компромисса.
  • Внесение корректировок в групповые нормы и правила с учетом интересов меньшинства.
  • Перераспределение ролей в группе с учетом потребностей и амбиций личности.
  • Ротация членов группы для снижения внутригрупповых противоречий.
  • Посредничество независимой третьей стороны (медиатора) для примирения позиций.

Также важными мерами являются профилактика подобных конфликтов через формирование сплоченного коллектива и корпоративной культуры, а также своевременное выявление и разрешение возникающих противоречий.

От того, насколько конструктивно будет разрешен конфликт между отдельным работником и группой, зависит не только благополучие самого сотрудника, но и результативность всей организации.

Роль руководителя в разрешении конфликта

Важную роль в конструктивном разрешении конфликта между личностью и группой играет руководитель коллектива. От того, насколько грамотно он подойдет к анализу ситуации и выбору стратегии поведения, зависит успех урегулирования противоречий.

Широкий вид просторного, ярко освещенного лобби офиса. На переднем плане чернокожая деловая женщина сердито скрестила руки перед тремя мужчинами в костюмах. Все громко спорят с агрессивными выражениями лиц

Выявление истинных причин конфликта

На первом этапе руководителю необходимо максимально объективно разобраться в подоплеке сложившегося конфликта, выяснить реальные мотивы и интересы обеих сторон. Поверхностный анализ и неверные выводы о причинах противостояния могут еще больше обострить ситуацию.

Выбор стратегии поведения

Конфликты бывают разных типов, поэтому стратегия поведения руководителя должна выбираться в каждом конкретном случае. Иногда лучше занять нейтральную позицию, а иногда – четко встать на одну из сторон. Важно учитывать соотношение сил и степень напряженности в коллективе.

Поиск компромисса

Руководитель должен сыграть роль медиатора, который помогает сторонам найти точки соприкосновения, сформулировать интересы таким образом, чтобы стал возможен взаимовыгодный компромисс. Умение вести переговоры – ключевое качество в разрешении любого конфликта.

Корректировка групповых норм

По итогам разрешения острого конфликта часто требуется внести изменения во внутренние правила и нормы группы так, чтобы устранить почву для повторных столкновений подобного типа. Руководитель может инициировать такие изменения.

Совершенствование корпоративной культуры

А в целом, чтобы минимизировать риск деструктивных конфликтов в коллективе, требуется постоянно работать над укреплением корпоративного духа, вовлекать всех членов группы в решение общих задач, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.