Вежливость - важнейшее качество культурного человека. Какие слова стоит использовать в повседневном общении, чтобы проявить уважение к собеседнику и не нарушить правил этикета? Давайте разберемся.
1. Приветствия и формы обращения
Существует множество приветствий для начала разговора или встречи:
- Простые и неформальные: "Привет", "Здравствуй", "Доброе утро". Их лучше использовать с друзьями и близкими людьми. - Официальные: "Здравствуйте", "Добрый день", "Мое почтение". Подходят для делового общения и при встрече с незнакомыми людьми.
"Здравствуйте многая лета" - так писали в рукописях еще в 11 веке. Эта фраза желает собеседнику долголетия и здоровья.
При обращении к человеку можно использовать: - Имя или имя и отчество, если вы малознакомы. - Только фамилию, если вы находитесь в официальных отношениях. - Варианты "Господин/Госпожа" плюс фамилия звучат уважительно.
Есть и другие формальные приветствия, например "Рад встрече" или "Мое почтение". Их стоит применять по ситуации.
2. Фразы вежливой просьбы
Часто бывает необходимо попросить человека о чем-то. В таких случаях помогут вежливые слова и фразы.
- "Пожалуйста" - простое и универсальное слово для выражения просьб.
- "Будьте добры", "Будьте любезны" - более вежливые варианты.
- "Не будете ли вы так любезны" - официальная фраза просьбы, подходит для делового общения.
Помните правило "перевернутой пирамиды" - сначала назовите конкретную просьбу, а затем добавьте вежливые слова. Это повысит вероятность положительного ответа.
Некоторые люди в принципе не любят слово "пожалуйста" и считают его унизительным. В таком случае лучше использовать другие варианты вежливых фраз.
Невежливо | Вежливо |
Дайте мне ручку | Будьте добры, дайте мне ручку |
Передайте соль | Передайте, пожалуйста, соль |
Как видите из примеров, добавление простых вежливых слов кардинально меняет тон фразы с требования на просьбу.
3. Слова благодарности
"Спасибо" - самое распространенное слово для выражения признательности в русском языке. Оно пришло от древнерусского "спаси вас Бог". Сейчас это простая, но искренняя благодарность человеку.
Если хотите сказать официальное "спасибо", используйте варианты "Благодарю вас", "Весьма признателен" или "Премного благодарен".
Не стоит злоупотреблять словами и фразами благодарности, иначе они потеряют свою ценность. Говорите "спасибо" только тогда, когда искренне хотите поблагодарить человека.
Можно выразить благодарность и без слов - жестом, улыбкой или подарком. Это тоже вежливо.
Если вам оказали услугу, сделайте ответный ход - предложите помощь, выразите готовность отблагодарить. Ведь ценность вежливых слов во взаимном уважении.
4. Извинения и формы соболезнования
Неизбежно в жизни возникают ситуации, когда мы допускаем ошибки или причиняем кому-то неприятности. Чтобы сгладить неловкость, используйте слова извинения.
- "Прошу прощения" - простое и искреннее извинение.
- "Приношу свои извинения" - официальный вариант для деловой сферы.
- "Сожалею о случившемся" - выражение соболезнования.
- "Мне очень жаль" - тоже форма сожаления.
Главное правило при извинении - будьте искренни. Смотрите собеседнику в глаза, не оправдывайтеся, признавайте свою ошибку. Тогда извинение будет принято с большей вероятностью.
5. Правила прощания
Завершая разговор или встречу, мы прощаемся. какие есть вежливые слова для этого?
- Простые и широко используемые: "До свидания", "Всего доброго". Их можно говорить знакомым и незнакомым людям в любых ситуациях.
- Более редкие, но вежливые варианты: "Прощайте", "Мое почтение". Их стоит применять в официальной обстановке.
Следите за уместностью выбранных какие слов при прощании. Например, говорить "Прощайте" коллегам после обычного рабочего дня будет странно.
6. Как отвечать на комплименты
Умение правильно реагировать на похвалу или лестные слова в свой адрес - тоже часть вежливости и хороших манер.
Лучший способ - поблагодарить за комплимент. Можно уточнить, что именно понравилось собеседнику, но без навязчивости.
Например: - Какой у вас красивый галстук! - О, большое спасибо! Рад, что он пришелся вам по вкусу.
Никогда не принижайте себя в ответ на похвалу и не спорьте по поводу комплимента. Лучше перевести разговор на достоинства самого собеседника.
7. Формы обращения к незнакомым
Иногда возникает необходимость обратиться на улице к незнакомому человеку - спросить дорогу, попросить помощи и т.д. какие есть вежливые слова и фразы использовать в таких случаях?
- "Извините, пожалуйста..." - вежливое начало любого обращения;
- "Можно вас попросить..." или "Не будете ли вы так любезны..." - хороший вариант перед просьбой;
- "Спасибо большое!" - не забудьте поблагодарить.
Главные правила при обращении к незнакомцам - быть вежливым, но немногословным, не занимать много времени человека. Тогда он с большей вероятностью пойдет вам навстречу.
8. Вежливость в Интернете и социальных сетях
Современные реалии таковы, что мы проводим много времени общаясь онлайн - в мессенджерах, комментариях, социальных сетях. Распространяются ли на это правила вежливости?
Безусловно! Хотя интернет-общение и несет больше свободы, основные нормы этикета здесь по-прежнему актуальны:
- Приветствуйте собеседников, если вступаете в диалог;
- Не пишите грубостей, оскорблений - это хамство;
- Извиняйтесь, если допустили резкость по отношению к кому-то.
Виртуальное пространство дает иллюзию безнаказанности, поэтому люди порой ведут себя агрессивно. Но помните, что собеседник по ту сторону экрана - такой же человек со своими эмоциями. Уважайте это.
9. Региональные различия вежливых слов
Как мы выяснили, формы вежливости тесно связаны с менталитетом и культурой народа. Поэтому в разных регионах России и других стран есть своя специфика.
Например, в северных районах люди менее эмоциональны и словоохотливы, зато более сдержанны и практичны. Это находит отражение в лаконичных приветствиях и прощаниях.
На юге и в Средней Азии, наоборот, принято долго здороваться, расспрашивать о жизни, здоровье близких. Там используют более пространные формы вежливости, иногда с элементами юмора.
Знание региональных нюансов поможет лучше понимать людей и выбирать подходящие слова для общения.
10. Эволюция правил вежливости
Со временем в обществе меняются взгляды, стиль коммуникации, скорость жизни. Как это влияет на нормы вежливости?
С одной стороны, ценность уважительного отношения остается неизменной. Люди и через 100 лет будут нуждаться в элементарной любезности.
Но язык и формы выражения вежливости со временем могут трансформироваться. Уже сейчас в молодежной среде активно используют сокращения типа "Спс", "Тх" вместо полных вариантов.
Пока такие формы уместны только в неформальном общении. Но кто знает, какие из них закрепятся в языке на долгие годы...