Формирование личности - это сложный процесс, в котором участвуют как внешние, так и внутренние факторы. Как правильно проходить все этапы становления, чтобы вырасти полноценной, развитой личностью? Давайте разберемся.
Понятие личности в психологии
Личность в психологии - это системное качество индивида, приобретаемое им в процессе социального развития. Личность характеризуется такими основными компонентами:
- направленность (мотивы, интересы, идеалы)
- способности (задатки)
- темперамент и характер
- самосознание (в том числе самооценка)
О взрослой, сформировавшейся личности можно говорить, если человек обладает следующими критериями:
- Способен ставить свои собственные цели и самостоятельно целенаправленно добиваться их
- Имеет устойчивую систему ценностей и убеждений
- Обладает развитым самосознанием и адекватной самооценкой
- Способен к сознательному выбору и ответственности за него
Факторы, влияющие на формирование личности
На развитие личности влияют как врожденные биологические, так и приобретенные социальные факторы. К биологическим относятся:
- генетические задатки
- особенности нервной системы
- темперамент
- половые различия
К социальным факторам, влияющим на личность, относятся:
- семья и воспитание
- референтная группа (друзья, одноклассники)
- культурные традиции и нормы общества
- СМИ и искусство
Также в последнее время говорят о влиянии ситуационных факторов - конкретных жизненных событий и испытаний, через которые проходит человек.
Однако основным условием формирования личности является деятельность самого человека. Через игру, учебу, общение, труд и другие виды деятельности происходит становление личности.
Этапы формирования личности
Существует несколько подходов к выделению этапов развития личности. Одна из наиболее известных - теория психосоциального развития Э.Эриксона, согласно которой в процессе жизни человек проходит 8 стадий. На каждой он сталкивается с определенным психологическим кризисом, от успешного разрешения которого зависит дальнейшее развитие личности.
Вот основные этапы формирования личности по Эриксону:
- Младенчество (0-1 год) - формируется базовое доверие к миру или недоверие
- Раннее детство (1-3 года) - развивается самостоятельность или сомнения в себе
- Дошкольный возраст (3-6 лет) - инициативность или чувство вины
- Младший школьный возраст (7-12 лет) - усердие или чувство неполноценности
- Подростковый возраст (13-19 лет) - поиск идентичности или ролевая диффузия
Еще один распространенный подход - теория периодизации развития личности Д.И. Фельдштейна, который выделял следующие основные стадии:
- Младенчество и преддошкольный возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
Конкретного возраста, когда человек становится личностью, психологи не называют. Это индивидуальный процесс, который может затянуться до 30-35 лет.
Как определить уровень развития личности?
Чтобы определить уровень развития личности, можно ориентироваться на следующие критерии:
- способность целеполагания и построения жизненных планов;
- наличие устойчивой иерархии мотивов и ценностей;
- адекватная самооценка;
- способность принимать ответственные решения.
Также показателем зрелости личности является преодоление эгоцентризма, понимание своего места в обществе, способность к эмпатии.
Однако дать однозначную количественную оценку развития личности достаточно сложно. Это комплексный критерий, который включает множество характеристик.
Процесс формирования личности
Процесс формирования личности можно разделить на несколько последовательных фаз:
- адаптация (приспособление к среде)
- индивидуализация (осознание себя)
- интеграция (включение в социальные группы при сохранении своей индивидуальности)
По мере взросления происходит изменение структуры личности - формируются устойчивая иерархия мотивов, комплекс характерологических черт, убеждения и ценности. Также развивается и усложняется психологическое пространство личности.
Огромную роль в становлении личности играет жизненный путь человека, его опыт, осознание себя субъектом своей судьбы. Большое значение имеют и отношения с другими людьми.
Таким образом, формирование личности - сложный диалектический процесс взаимодействия человека и общества. Изначально внешние факторы играют определяющую роль, но постепенно все бóльшую роль начинают играть внутренние мотивы и ценности самой личности.
Когда человека можно считать личностью?
Стадии развития наступают не в определенном возрасте, а индивидуально для каждого человека. Тем не менее, можно выделить некоторые ключевые критерии сформированной личности:
- Постановка границ своего "Я", понимание себя как отдельного индивида
- Способность к осознанному выбору и ответственности за него
- Наличие активной жизненной позиции и внутренней мотивации
- Творческий подход и способность управлять своей жизнью
При этом в формировании личности продолжает участвовать как биологическое (темперамент, задатки), так и социальное (воспитание, культура) начало. Их соотношение индивидуально.
Тенденции исследований в области формирования личности
Современные исследования личности развиваются в нескольких направлениях:
- Изучение роли генетических факторов, возможно в будущем что-то из считавшихся приобретенным будет отнесено к наследственным свойствам
- Выделение творческого начала личности, изучение креативности и ее развития
- Поиск количественных критериев оценки уровня развития личности с помощью психодиагностики
Кроме того, продолжаются дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке, стремление оценить степень их влияния на личность.
Рекомендации по гармоничному развитию личности
Для гармоничного развития личности важно уделять внимание следующим аспектам:
- Физическое развитие и здоровье. Занятие спортом, правильное питание.
- Раскрытие творческого потенциала в искусстве, науке, ремесле.
- Духовно-нравственное развитие. Поиск смысла жизни, следование этическим нормам.
- Социально-коммуникативное развитие. Умение выстраивать отношения в социуме.
Важно помнить, что формирование личности - процесс индивидуальный для каждого. Не стоит сравнивать свои достижения с другими.
Как родителям помочь в воспитании ребенка
Родители играют ключевую роль в формировании личности ребенка. Им стоит:
- Создавать атмосферу любви и заботы
- Поощрять детскую самостоятельность и инициативу
- Быть последовательными в требованиях и наказаниях
- Личным примером демонстрировать модель поведения
Воспитательные приемы для разных возрастов
Подходы к воспитанию должны меняться в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Вот основные советы для каждого этапа:
- Младенчество и раннее детство (0-3 года) - обеспечить эмоциональный контакт, заботу и безопасность.
- Дошкольный возраст (3-6 лет) - развивать любознательность, творчество, инициативу. Хвалить за успехи.
- Младший школьный возраст (7-11 лет) - прививать трудолюбие и дисциплину. Помогать в учебе, объяснять непонятное.
- Подростковый возраст (12-16 лет) - проявлять заинтересованность, обсуждать волнующие темы. Стараться понять, а не осуждать.
Преодоление кризисов в развитии личности
На протяжении жизни возможны кризисы личностного развития. Чтобы их преодолеть:
- Проявляйте терпение и самоконтроль
- Поймите причины кризиса, его психологические корни
- Найдите новые цели и источники вдохновения
- При необходимости обратитесь к психологу
Советы психологов по развитию личности
Профессиональные психологи дают следующие рекомендации для гармоничного развития личности:
- Работайте над самопознанием с помощью дневников и опросников
- Ставьте цели личностного роста и развивайте сильные стороны
- Расширяйте кругозор и социальные связи
- Занимайтесь интересным и полезным делом
Стоит помнить, что саморазвитие - процесс индивидуальный. Сравнивать себя с другими не имеет смысла.