Юрий Пименов - один из самых ярких и неординарных художников советской эпохи. Его творчество, сочетающее техническое мастерство, глубокий лиризм и острое чувство современности, привлекает внимание и по сей день.
Детство и юность
Юрий Иванович Пименов родился 26 ноября 1903 года в Москве. Его отец Иван Васильевич был помощником присяжного поверенного, мать Клавдия Михайловна происходила из купеческого рода Бабаниных.
С семи лет Юрий учился в 10-й Московской гимназии. Уже тогда проявил интерес к рисованию. По рекомендации учителя рисования в 1915 году поступил в Замоскворецкую школу живописи. Увлекался пейзажами Серова, Сомова, Левитана из собрания Третьяковской галереи.
«Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Художником решил стать обязательно», - вспоминал Юрий Пименов.
В 1920 году Пименов поступил во ВХУТЕМАС, где учился на живописном и полиграфическом факультетах у В.А. Фаворского и С.В. Малютина. Там он познакомился со многими будущими известными художниками - Александром Дейнекой, Андреем Гончаровым, Петром Вильямсом.
Уже в годы учебы Пименов испытал влияние авангардных направлений - футуризма, кубизма, а также немецкого экспрессионизма, что отразилось в первых его работах.
1920-1930-е годы
С 1923 года Пименов начинает работать художником-иллюстратором в журналах "Красная нива", "Прожектор", "Самолет" и других изданиях. Однако основным направлением была для него станковая живопись.
В 1925 году Юрий Иванович становится одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ) - объединения художников-станковистов. В 1931 году на базе ОСТа создается группа "Изобригада", членом которой тоже был Пименов.
Наиболее известные его работы 1920-х годов:
- "Инвалиды войны" (1926);
- "Даешь тяжелую индустрию" (1927);
- "Солдаты переходят на сторону революции" (1932).
Все они отличаются резким драматизмом, напряженностью цветовых и композиционных решений.
Однако в начале 1930-х годов Пименов переживает творческий кризис. Его обвиняют в формализме, требуют отказа от "устаревшей" манеры письма. На какое-то время художник оставляет станковую живопись, работает в театре и книжной графике.
В 1937 году он пишет картину "Новая Москва", которая становится во многом переломной в его творчестве. На ней запечатлены новые здания реконструированного Охотного Ряда, открытое авто на переднем плане. Для передачи ощущения новизны и современности Пименов использует яркие, светлые краски и легкую размытую манеру письма.
В 1939 году художник вместе с бригадой живописцев создает панно "Физкультурный парад в Москве". Оно экспонируется на советском стенде Всемирной выставки в Нью-Йорке и имеет большой успех.
Военные и послевоенные годы
С началом Великой Отечественной войны Юрий Пименов вместе с Владимиром Васильевым работает над созданием "Окон ТАСС" - серии плакатов, посвященных героической борьбе советского народа с фашистскими захватчиками.
В 1943 году художника командируют на Северо-Западный фронт, а затем в блокадный Ленинград. Там он создает серию картин: "Ночная улица" (1942), "Следы шин" (1944), "Фронтовая дорога" (1944). Для их исполнения Пименов вновь обращается к резким контрастам, темным краскам, драматической композиции.
После войны, в 1945 году, Юрий Иванович начинает преподавать на художественном факультете ВГИКа, где вскоре становится профессором. В 1950 году он принимает участие в работе над фильмом "Кубанские казаки".
В послевоенный период Пименов возвращается к живописи московских улиц и повседневности горожан. Его манера опять становится более мягкой и лиричной.
1950-1970-е годы
В 1950-1970-е годы творчество Юрия Пименова получает международное признание. Его работы с успехом экспонируются на выставках в Европе и Америке.
Художник много путешествует по миру, делает зарисовки, пишет очерки о поездках в Италию, Францию, Англию, Индию, которые публикуются в периодике. В 1960 году выходит его книга "Год путешествий".
Юрий Пименов продолжает активную работу в театре, создает эскизы декораций и костюмов для множества спектаклей, в том числе для постановок за рубежом.
Новые жанры и направления
В послевоенный период творчество Пименова отличается разнообразием жанров и тем. Он обращается к пейзажной живописи, пишет Москву, москвичей, трудовые будни советских людей.
В 1950-1960-е годы им создаются такие известные работы как "Свадьба на завтрашней улице", триптих "Новые москвичи", серии "Вещи каждого дня", "Новые кварталы". Последняя принесла художнику Ленинскую премию в 1967 году.
Общественная деятельность
В 1954 году Юрий Пименов избирается членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 становится ее действительным членом.
Он активно участвует в общественной жизни, в 1966 году подписывает письмо деятелей культуры с критикой политики реабилитации Сталина.
Признание и награды
В 1970 году за выдающийся вклад в советское изобразительное искусство Пименову присваивается почетное звание Народного художника СССР. В 1973 он награждается орденом Ленина.
Работы Юрия Ивановича пользуются большим спросом у коллекционеров, на аукционах его картины уходят за сотни тысяч долларов.
Последние годы
До конца жизни Пименов остается верен своим принципам в искусстве, продолжая писать в «реалистической импрессионистской» манере. Последней значительной его работой становится оформление спектакля «Вишневый сад» в Центральном театре Советской армии (1965).
Юрий Иванович Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.